Поисковики помогли узнать, какой была героическая смерть лётчика Ивана Даниленко

К награде не представлен

В январе 2021 года в Переславле-Залесском ушел от нас Юрий Иванович Даниленко. Прекрасный человек, отец семейства, дедушка. Всю жизнь Юрий Иванович переживал, что своего отца – лётчика-истребителя младшего лейтенанта Ивана Прокофьевича Даниленко ему пришлось видеть совсем еще младенцем. Это же понятно, что в таком возрасте - год с небольшим, будучи малышом, вряд ли за помнишь своих близких.

Второго декабря 1941 года защитник московского неба летчик 177-го авиационного истребительного полка Иван Даниленко не вернулся с очередного боевого задания (пропал без вести).

Внучка Героя и защитника неба Москвы Ольга Юрьевна Шобанова живет сейчас в Переславле и бережно сохраняет несколько фотографий дедушки. Ещё осталось несколько документов – автобиография Ивана Даниленко на двух тетрадных листочках, письма довоенные и первых месяцев войны – их всего несколько и всякого рода справки.

Каких-либо наград у 21-летнего храброго летчика Ивана Даниленко, прикрывавшего небо над столицей нашей Родины от фашистских стервятников и погибшего в первый год Великой Отечественной, не было. Его самолёт и самого отважного пилота тогда в Подмосковье по горячим следам найти не смогли. Так что и к награде его не представляли. Ни тогда, ни восемьдесят лет спустя. А свидетельство о смерти мужа его жене - Тамаре Васильевне Даниленко удалось выправить лишь через тринадцать лет после гибели летчика - в марте 1954 года.

Жил-жил вот так человек, воевал, защищал Отечество и ничего не осталось. Даже могилы, куда могли бы родные поехать, поклониться. Улетел на боевое задание, погиб и забыт…


Что уже некому вспомнить, но нельзя забывать

17 февраля 1920 года в крестьянской семье Даниленко появился на свет мальчик. Его назвали Иваном. Бойкий, славный, розовощекий хлопчик. Родители его, жившие тогда на Украине, очень радовались первым смышленым продвижениям сына по жизни. В школе он - один из первых, помощник семье – незаменимый во всём. Окончив семь классов, Иван стал работать на производстве слесарем-инструментальщиком.

Когда страна позвала молодёжь осваивать небо, Иван Даниленко сразу записался в аэроклуб. И это не стало для него сиюминутным порывом. Освоив азы летного дела, Иван поступает в легендарную Качинскую Краснознаменную школу летчиков.

После окончания младший лейтенант Иван Даниленко для прохождения дальнейшей службы убывает в 27-ой истребительный авиаполк. Он был сформирован в Московском военном округе и базировался на аэродроме в Переславле-Залесском. Лётное мастерство военный летчик Даниленко постигал на самолетах И-16. Эти машины хорошо зарекомендовали себя в 1936 году в небе над Испанией, где советские и испанские летчики громили вражеских асов. Франкисты называли летную машину «крысой», а республиканцы «мухой».

В 1937 году на этих истребителях, прозванных «ласточками» уже в небе над Китаем, пилоты сбивают японские монопланы. События у озера Хасан, бои на Халхин-Голе, польский поход РККА, Зимняя война с Финляндией - всё это уже история.

Но для Ивана Даниленко те годы – суровая действительность предвоенных времён. И хотя всё это происходило пока ещё далеко от московского неба, было отчетливо ясно, что совсем уже скоро всерьёз понадобится всё то, чему пилотов настойчиво учили летные инструкторы. А ещё был фильм «Истребители». Самый любимый не только у летчиков, но и всего советского народа. Актеры Марк Бернес, Борис Андреев, Петр Алейников. Самолеты И-16. И песня «Любимый город может спать спокойно…». Ее тогда пела вся страна.

Так однажды после просмотра этого фильма Иван Даниленко, провожая домой медсестру Тамару, признается ей в любви. Они поженились и у них появился первенец – Юрка. Даниленко-старший уезжает на курсы по подготовке командиров звеньев в Люберцы. Первые месяцы 1941 года. Предвоенное время. Плотный график занятий, к жене в Переславль никак не отлучиться. Его можно понять. И в тех оставшихся нескольких письмах всё это выражено в простых и ясных словах «Люблю тебя и сына, жду, приезжай». Сколько было таких встреч, вряд ли много.


Когда суровый час наступит

А затем грянула война народная, кровавая и беспощадная. Враг рвётся к советской столице. 22 июля 1941 года фашистская авиация совершает первый ночной налёт на Москву. Гитлеровцы летели, чтобы обрушить смертоносный груз на город, но внезапно наткнулись на ослепительный свет прожекторов, заградительный зенитный огонь, аэростаты и... ещё эти юркие советские истребители. Нет, такого яростного противостояния германские асы явно не ожидали. Отбомбившись где–то в пригородах столицы, они предпочли поскорее вернуться на свои аэродромы. Но не все вражеские бомбардировщики возвратились обратно.

Одного из них сбил в ночном московском небе заместитель командира эскадрильи 27-го ИАП старший лейтенант Петр Еремеев, под началом которого Иван Даниленко осваивал летное мастерство в небе над Переславлем. За время службы они крепко сдружились. Когда уже 24 июля Петру Васильевичу вручали Орден Красного Знамени, Иван Даниленко искренне радовался первой боевой награде вместе с другом. Но буквально через несколько дней они вынуждены были разлучиться.

В последних числах июля на аэродром 177-го авиаполка ПВО Московской зоны перебазируются сразу 15 истребителей И-16. В одном их них прилетел пилот Иван Даниленко. Четырьмя днями ранее лётчики авиаполка уже открыли счёт сбитым вражеским самолетам. Первым отличился капитан Иван Самсонов. В районе станции Ленино он атаковал и поразил вражеский самолет. Бомбардировщик JunkersJu-88 рухнул на землю.

Затем следует оглушительный таран вражеского бомбардировщика HeinkelHe-111. Его совершил 7 августа пилот И-16 младший лейтенант Виктор Талалихин, удостоенный за воздушный бой звания Героя Советского Союза. А первый ночной таран гитлеровского бомбардировщика Ju–88 в отечественной военной истории осуществил 29 июля 1941 года летчик-истребитель Пётр Еремеев из 27–го ИАП. Позднее изрядно помятый от тарана вражеский самолет был доставлен в Москву и выставлен для всеобщего обозрения на одной из её площадей.


Последний вылет. Боевой

В единственном сохранившемся письме того периода от Ивана Даниленко своей супруге Тамаре Васильевне есть такие строки: «Время у меня дошло до минимума, приходится вылетов по 5-6 делать и, следовательно, устаешь основательно. Уже приходилось драться с фашистским бомбардировщиком, летать на территорию противника».

Осенью летчики полка, которым командовал майор Михаил Королев, получают новые истребители МиГ-3. На них и совершали боевые вылеты летчики подразделения. В авиаполку растёт счёт сбитым вражеским авиамашинам, но гибнут и советские пилоты. В конце октября не вернулся на аэродром в Подольске Виктор Талалихин. Его вместе с самолетом обнаружили в лесу под Наро-Фоминском. К сожалению, советский ас погиб в воздушном бою и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

А Иван Даниленко воюет. В последних числах ноября к мужу в Подольск приезжает жена Тамара. Она уже носила под сердцем второго ребенка - дочку. Супруги так ждали её рождения. Договорились, что вместе будут встречать новый 1942 год. 2 декабря 1941 года Даниленко в составе звена вылетел в район боёв под Наро-Фоминск. На аэродром он не вернулся. Его долго искали, но безуспешно. Ивана Даниленко Тамара так и не увидела. Ни живым, ни мёртвым.

Спустя 17 дней после трагедии командование полка представило супруге летчика Даниленко, не вернувшегося с боевого задания, документы на оформление пенсии на сына Юрия. Тамара уехала в Переславль вся в слезах. Стресс отразился на беременности и случился выкидыш. Так семью Даниленко постигло ещё одно несчастье.

Кончится война. Ещё несколько лет она питала надежду, что вот- вот откроется дверь и через порог перешагнёт её муж – Иван. Сын подрастает. Об отце он так ничего больше и не узнает. На память о нём остались лишь несколько фотографий и скудная стопка писем.


Лучше бы они уносили оттуда ноги

Спустя 72 года поисковики из отряда «Патриот» в ноябре 2013 года, прочесывая лесной массив, в районе деревни Белоусово Наро-Фоминского района, найдут останки самолета. Мелкие фрагменты авиационной обшивки истребителя МиГ-3, истлевшие остатки шлемофона в нескольких метрах от падения среди корней березы, разбитые авиационные очки, шомпол от пистолета «ТТ» и огромную воронку, заполненную водой.

По всему чувствовалось, что все крупные и тяжелые узлы и агрегаты уже успели унести. Искатели дармового металлолома, промышляющие в подмосковных лесах, обычно отличаются завидной активностью. За всеми не уследишь. Мало ли кто бродит по подмосковным лесам и болотам. Болотистая местность не позволяла поисковикам продолжить дальнейшие раскопки. Их решено было перенести на зимний период. В течение ещё долгого периода велись кропотливые работы, пока среди пластов снятого грунта не показался элемент ломающейся створки шасси с номером «5055», а за ним - и шевронная шестерня редуктора самолёта с номером «с30722».

На многометровой глубине воронки поисковики обнаружили и двигатель самолета. Пока искали технику для поднятия тяжелого агрегата его успели умыкнуть шустрые сборщики металлолома. И где их теперь искать… Унесли ноги.

В ходе дальнейших длительных исследований в ЦАМО РФ документов периода Великой Отечественной войны поисковиками было установлено, что найденный номер 5055 соответствует номеру самолёта МиГ-3 № 5055. Акт и карточка-донесение отправлялись на списание из 177-го истребительного авиационного полка старшему инженеру 6 АК ПВО города Москвы.

На основе документов был сделан окончательный вывод, что самолёт МиГ-3 № 5055 пилотировал лётчик 177-го авиаполка — младший лейтенант Иван Прокофьевич Даниленко, не вернувшийся с боевого задания из района Наро-Фоминска 2 декабря 1941 года.


Как долго он возвращался

В феврале 2017 года руководитель поискового отряда «Патриот» Владимир Мирюков передалв музей авиации и космонавтики 32-й школы города Подольска собранный буквально по кусочкам Игорем Михайлюком шлемофон пилота Ивана Даниленко и фрагменты деталей самолёта, содержащие номерные данные. Музей школы выбран был не случайно — в годы войны на этом месте находился аэродром «Дубровицы», с которого на боевые задания летали лётчики 177-го ИАП.

А родных пилота Ивана Даниленко в Переславле-Залесском смог позднее найти руководитель Ярославского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Олег Михайлович Кошелев. С его помощью стало возможным получение материалов, с помощью которых была подготовлена данная публикация.

Трагической оказалась летная судьба друга и наставника Ивана Даниленко - Петра Еремеева. Он погиб в воздушном бою двумя месяцами ранее - 2 октября 1941 года. Лишь в 2020 году тверские поисковики обнаружили его останки и перезахоронили на Успенском кладбище города Челябинска. Звания Героя Российской Федерации отважный летчик был удостоен Указом от 21 сентября 1995 года №961.

Давно отгремела Великая Отечественная. Долго, очень долго возвращался в Переславль-Залесский защитник московского неба лётчик-истребитель Иван Даниленко. Небо старинного города у Плещеева озера помнит его полеты. Я долго хожу по улицам и переулкам Переславля, пытаясь найти хоть какие-то осколки памяти этого прекрасного человека. Последний адрес младшего лейтенанта Ивана Прокофьевича Даниленко, жены Тамары Васильевны и сына Юрия - Трудовой переулок, дом 6.

Без изменений сохранился только домик напротив – Трудовой пер., 7

Более ничего, к сожалению, нет. Мы обязаны возродить память о советском летчике Иване Даниленко. К этому взывает наша совесть.

Может быть, про нас забыли,
Или, правда, ни к чему
Помнить то, что все мы были,
Собирались на войну.


Как любимые смеялись,
Чтобы в крик не зарыдать,
Ненадолго как прощались,
Отправлялись погибать.

Это слова из песни «Разговор на остановке трамвая», написанной в канун 2021 года Игорем Сукачёвым. Трогающая душу композиция исполнена им о парнях, погибших на другой, чеченской войне. Но если внимательно вчитаться в эти строки, эта песня и о тех, кто уходил на битву с фашистами в суровые военные годы. И не вернулся, как военный лётчик–истребитель Иван Прокофьевич Даниленко.