Кончина генералиссимуса И.В. Сталина: соратники скорбели, но... с трудом. Часть 2

Продолжение. Начало см. Танцы на могиле

«Не равный Ленину»

Развенчание культа в культуре, причём опережающее - это, по целому ряду признаков был, пусть и не официальный, но чётко рекомендованный «сверху» курс в сфере культуры.

Но только уже впоследствии, в театральной среде уже начала 60-х пошли упорные слухи и некой директиве минкультуры СССР (1961 г.) о нецелесообразности демонстрации в театральных постановках не только И.В. Сталина — «тем более, в качестве фигуры, равной В.И. Ленину». Но также и атрибутики царской России, равно как и «чрезмерного акцентирования» роли русского народа и, «тем самым, фактического или косвенного умаления роли других братских народов в создании советского государства, в победе над фашизмом».

С этими предписаниями вполне перекликается также справка КГБ в отдел культуры ЦК партии 15 июля 1960 г., посвященная настроениям советской интеллигенции. Здесь отмечена

«...повысившаяся сознательность, больший уровень политической зрелости творческой интеллигенции», проявляющийся «в оценке линии партии, проводимой в области литературы и искусства».

В то же время, отмечается «проявляющаяся групповщина среди драматургов». В частности, говорится о том, что «Арбузов, Розов, Штейн, Зорин, Шток, Шатров и некоторые другие драматурги сплочены на основе «борьбы» с драматургией, по их словам, «сталинского режима» - с так называемыми «правоверными лакировщиками» периода культа личности (например, Коваль, Леонов, Погодин, Софронов). Хотя последних наблюдается уже меньшинство».

Перечитать, пересмотреть

Как отмечает историк и филолог Полина Резванцева (г. Санкт-Петербург), по Хрущеву, история, литература и другие виды искусства должны были отражать роль Ленина, «десталинизировать» произведения и постановки по российской и советской исторической тематике.

Директивы «были таковы: интеллигенция должна была приспособиться к новому идеологическому курсу и служить ему». Но решения по преодолению «культа личности», как справедливо отмечает историк, привели

«к деморализации значительной части работников искусства: так, спустя лишь два месяца после съезда покончил с собой Александр Фадеев, первый секретарь Союза писателей СССР, осудив в своей предсмертной записке пагубные, по его оценке, идеологические виражи бывших «соратников» и «учеников» Сталина».

Тем временем, под флагом борьбы со сталинским «культом» фактически ставилась задача пересмотра прежних личностных (в отношении Сталина) и, в целом, идеологических акцентов в сфере культуры.

Заглянем в докладную записку Отдела культуры ЦК КПСС в Президиум ЦК КПСС «О некоторых вопросах развития современной советской литературы» от 27 июля 1956 года:

«...Преодоление культа личности и связанных с ним навыков и традиций расценивается писателями как важнейшее условие успешного развития литературы и искусства по пути жизненной правды и народности. Многие честные литераторы, которые на своем примере чувствовали сковывающее влияние культа личности, высказывали горячее одобрение доклада Н.С.Хрущева и постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Видя в этих документах выражение ленинского духа партийного руководства».

Чужими глазами

А теперь вспомним ещё некоторые отзывы на события весны 1953 года оттуда.

«Bandera roja» ("Красное знамя", 6 марта 1973 г.), Санто-Доминго (Доминиканская республика):

«…В СССР скрывают подлинные причины смерти Сталина, потому что это был заговор хрущевско-бериевской группы. И потому что её последыши поныне у власти в Кремле. Та группа была на грани разоблачения Сталиным, и решила это упредить. Она спокойно наблюдала, как умирает Сталин и пыталась обманывать всех «официальными» сообщениями о болезни и, судя по этим сообщениям, о скорой кончине Сталина. Хотя он скончался раньше этих сообщений. Это был спланированный заговор, который был реализован, скорее всего, не без ведома спецслужб империалистов».

Вышеприведенные оценки подробно разъясняет уже весьма свежая публикация в «Rzeczpospolita» (Варшава, 10 октября 2016 г.):

«...Официальные данные вскрытия не называют однозначной причиной смерти инсульт. Документы подчеркивают, что Сталин умер в результате гипоксии, однако не уточняют, идёт ли речь о естественном процессе или убийстве. Возможно, уже в 1946 году, когда Сталин стал выражать недоверие большинству членов политбюро, у них зародилась мысль убрать его. Но с претворением этого плана в жизнь нужно было подождать несколько лет, чтобы все элементы возможного расследования указывали на естественные причины смерти.

...Существуют улики, которые указывают на то, что события 5 марта 1953 года имеют признаки политического покушения. Диктатора обнаружили лежащим на полу 1 марта. На столе стояла полупустая бутылка воды. Эта бесследно исчезнувшая позже бутылка стала основным объектом подозрений тех, кто ищет в смерти Сталина следы преступления. В комнате были ещё две другие бутылки из-под воды, но исчезла именно эта. Хотя, по приказу Г. Майрановского, начальника токсикологической лаборатории НКВД, её с двумя другими должны были доставить на Лубянку. Любопытно, что Майрановского, требовавшего проведения анализа содержимого той бутылки, арестовали в тот же день по приказу Берии.

...Происшедшее в Кунцево могло быть лишь эпилогом великолепно организованного заговора против самого могущественного человека в мире».

Каких-либо опровержений этих оценок нет и едва ли предвидится...

Окончание следует