ЭКОНЭТИКА или этическая экономика на базе творчества - уникальное детище доктора Анатолия Иванова

Когда мы хотим высоко оценить чью-либо работу, мы говорим, что она выполнена творчески, а это значит, интересно, оригинально, не стандартно. Так что же такое творчество? Казалось бы, этот вопрос уместно задать музыканту, художнику, артисту, поэту. Но моим собеседником стал ученый-экономист, точнее, доктор экономических наук, профессор Анатолий Васильевич Иванов.

А впрочем, почему «но»? Вряд ли можно оспорить, что научные открытия тоже происходят при творческом озарении. Анатолий Васильевич же не просто и не только талантливый ученый, он еще и прекрасный организатор. Спокойный, невозмутимый он умеет говорить без внешних эффектов, убеждать без давления, увлекать глубиной мысли, неоспоримой логикой. Несколько лет назад вместе с несколькими коллегами он создал Академию творчествоведческих наук и учений.

Творчествоведение? Изучение творчества, его истоков, условий развития? А почему, собственно, нет. Да, это наука. Сегодня академия работает на общественных началах, но от этого ее значение не уменьшается.

Параллельно Анатолий Иванов готов пересмотреть и подход к Экономике, на смену которой рано или поздно придёт ЭКОНЭТИКА - этическая экономика, для которой главным будет не эффективность и прибыль, а развитие творческого человека, живущего в гармонии с другими людьми и природой.

- Почему и как возникли новые направления и сами слова - Творчествоведение и Эконэтика, – спрашиваю Анатолия Васильевича, – и почему именно теперь, а не раньше, до этих главных перемен?

- Вряд ли мы задумываемся о том, что во все времена человечество выживало благодаря творчеству. Сегодня для нашей страны, переживающей сложный период своей истории, творчество может стать альтернативой ресурсному рынку и обеспечить стабильный, независящий от колебания мировых цен на энергоносители и металлы экономический рост.

- Другими словами, новое научное направление «творчествоведение» вызвано объективной необходимостью?

- Бесспорно. Много лет я занимаюсь социально-экономическими проблемами научно-технического прогресса ведущей отрасли промышленности – машиностроения. В «перестроечные» времена, когда перед народом нашей страны возникли не имеющие мировых прецедентов проблемы, я экономически «вычислил», что основой выживания, безопасности, конкурентоспособности и перехода к процветанию является творчествоведение.

Мировая цивилизация вступила в новое тысячелетие. Экономика знаний, этическая или этичная экономика ЭКОНЭТИКА заменяют экономику капитала. Наступает новая эра – эра творчества. И научно-практическая база эры – именно творчествоведение.

- Но почему это предположение (извините, что называю открытие так осторожно) родилось только теперь, в начале третьего тысячелетия? Или, может быть, как это часто бывало в истории человеческой цивилизации, только теперь настал период своеобразного перехода количества в качество?

Возможно, должна быть некая критическая точка, когда с того, что совершалось не однажды, вдруг словно спадает завеса, открывая новые горизонты. А множественные события, которые воспринимались каждое по отдельности, вдруг оказывались прочно связанными в единое целое, имя которому – открытие.

- Возможно, и так.

- Я продолжу свою мысль. Законы физики и «законы» техники зачастую порождены практикой. Не правда ли? Архимед погружается в ванну отнюдь не для проведения опыта, а просто из-за вполне понятного желания человека быть чистым, и рождается закон о равенстве массы объема погруженного в воду тела и количества вытесненной жидкости. А закон Ньютона, который, конечно же, давно рождался в уме этого гениального человека, оформился благодаря исключительно обыденному факту – с яблони упало яблоко.

Впрочем, можно продолжать перечисление подобных примеров. Вы, конечно, поняли, почему я задала этот вопрос.

- Итак, почему творчествоведение и эконэтика родились только теперь. Наверное, потому, что в нашем мире властвует закон причинно-следственных связей. Потому что зерно, брошенное в землю, не может сразу дать урожай, минуя стадии подготовки к рождению, роста, успешного или менее успешного при необходимости укрепления ствола, на котором вырастет колос, состоящий из зерен, подобных тому, что дало жизнь этому растению.

Или еще один наглядный и бесспорный пример – человеческое дитя, младенец не может сразу стать юношей или девушкой, образованным, знающим специалистом. Он непременно пройдет весь путь, предназначенный человеку природой – зарождение, развитие в материнской утробе, рождение на свет, младенчество, детство, подростковый период и т.д. На нашей планете, в нашей цивилизации, как это было раньше и как будет после нас, действуют объективные, а, значит независимые от нас законы.

Но вернемся к роли творчества в развитии человеческого общества. Двести с лишним лет на нашей земле господствует промышленно-финансовая эра и демократия как ее высшая форма. Несмотря на крупные достижения, человечество так и не смогло решить глобальные социальные проблемы. Наоборот, оно пришло к варварскому уничтожению природы, биосферы и, в конечном счете, самого себя. Все это обусловливает необходимость замены существующей социально-экономической философии философией созидательного творчества, представляющего фундамент новой эры. Основой для такого качественного скачка в развитии человечества и должно послужить творчествоведение.

Творчествоведение – это научная и практическая деятельность по оценке, повышению и наиболее полному использованию творческого потенциала с максимально благоприятными условиями для творчески активного гуманно ориентированного образа жизни.

- Анатолий Васильевич, творчествоведение – это новое научное направление. Новое, я подчеркиваю. А как все новое, оно должно пройти нелегкий путь утверждения, становления, развития. Какие задачи, прежде всего, стоят перед ним?

- Задачи фундаментальные и прикладные. В первую же очередь предстоит разработать теорию творчествоведения.

- И это вы считаете тем самым зернышком, из которого должно вырасти новое видение задач нашей цивилизации и новой, естественно, философии?

- Проблемой проблем является развитие творческой активности личности. Наверное, самое сложное – ломать привычные стереотипы. Потому и проблемы весьма разноплановые – социально-экономические, психофизиологические, научно-технические, правовые, образовательные… Однако, существует одна центральная проблема, объединяющая вышеперечисленное и позволяющая решить не только задачу творческой активизации личности, но и глобальные проблемы развития человечества и формирования гуманно ориентированной ноосферы. Такой проблемой является создание научно обоснованной творчествоведческой инфраструктуры. Есть факт, о котором считаю себя обязанным напомнить и обратить на него особое внимание. О необходимости приоритетного и скорейшего решения этих творчествоведческих проблем свидетельствуют тенденции изменения творческого потенциала (ТП) нашей страны в истекшем столетии.

- Тенденции, прямо скажем, не только неутешительные, но поистине тревожные. Наверное, причина падения уровня творческого потенциала нашей страны в «утечке мозгов»? Как известно, мы неплохо обеспечили уже состоявшимися и перспективными молодыми учеными, прежде всего, такие отнюдь не слабые государства, как США, Германия, Израиль… Мало того, что весьма существенные средства, которые Советский Союз вложил в их обучение и подготовку, безвозвратно потеряны для нашей страны. Хотя вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что современная Россия ох, как нуждается в этом научном богатстве, оказавшемся «подаренным» зарубежью. Это первое, что я хотела бы сказать. И второе – наука на несколько лет оказалась в загоне. Вы согласны, Анатолий Васильевич?

- К сожалению, да. Особенно в тяжелом положении – фундаментальные науки, т.е. основа основ. В науке, как известно, ценен не только каждый год, но каждый час. Мы же с момента «перестройки» потеряли десятилетия. В некоторых направлениях мы отстали безнадежно, в других – пока держимся на открытиях, которые были сделаны в той, советской жизни, два-три десятилетия назад, когда наши ученые работали, обгоняя время. И я снова подчеркиваю, что будущее – за творчеством, за светлыми, неординарными умами. У нас всегда было немало творцов по сути своей. Сейчас я имею в виду рационализаторов и изобретателей. К сожалению, сегодня государство потеряло к ним всякий интерес. В свое время я изучал вклад, который они вносили в народное хозяйство. Прямо скажу, результат впечатляющий. Но это особый разговор.

Итак, вернемся к творчествоведению. Исследования его должно вестись по разным направлениям. Остановлюсь на одном из них, а именно, на отраслевом творчествоведенеии, которое создает фундамент для активного высоко результативного научно-технического, организационно-экономического и управленческого творчества в отраслевых организациях и, благодаря этому, способствует их конкурентоспособности и выживаемости.

- Можно подробнее об этом?

- В настоящее время развитие творчествоведческих инфраструктур в стране осуществляется спонтанно, без строгого научного обоснования, без должной государственной и финансовой поддержки. Многие ранее созданные вполне работоспособные элементы таких структур разрушены или влачат жалкое существование. Это приводит к огромным социально-экономическим потерям. Так принятый в нашей стране вариант перехода к рынку, согласно проведенной творчествоведческой экспертизе, привел не только к экономическим потерям, о которых уже известно, но также к потерям творческого потенциала. А они соизмеримы (по ДОТВ – показателю -«количество творчески активных человеко-лет» ) с потерями всего человечества во время Второй мировой войны. Поэтому наши фундаментальные и прикладные исследования направлены на решение отраслевых проблем творчествоведения. К ним относится формирование гибких организационно-управленческим структур, легко адаптирующихся к высоко динамичным внутренним и внешним новациям, управление восстановлением или созданием новых элементов творчествоведческих инфраструктур и условий для повышения творческой активности, а также для реализации ее результатов с учетом отраслевых особенностей и обмена опытом.

- Наверное, это возможно только при условии, что в обществе будет сформировано и новое отношение к творчеству. Другими словами, мы все должны осознать, что творчество – одно из главных условий конкурентоспособности и выживания. А это касается каждого гражданина, любого предприятия и всей страны в целом. Анатолий Васильевич, подобные проблемы решались когда-либо в других государствах?

- Активизация творческих способностей – постоянная проблема педагогики и психологии, экономики и управления. В разных странах и в разное время она решалась по-своему. Но и сегодня социально-экономический потенциал творчества используется менее чем на 10 процентов. Однако значимость решения этой проблемы для нас, учитывая сложившуюся историческую, экономическую и политическую ситуацию в стране, возрастает на несколько порядков. Мы не можем, не имеем права медлить. Конечно, нельзя сказать, что в России совсем ничего не делается в этом направлении. Да, наблюдается некоторое расширение обучения методами активизации творчества. Однако богатейший арсенал методов и методик остается невостребованным. Мировая наука и практика располагает высокоэффективными апробированными методами развития, активизации и реализации творческого потенциала человека. Существует возможность обучения всего населения планеты, в результате чего будет сформировании новое, творчески активное мировое сообщество с высочайшей степенью безопасности и процветания. Ведь творчествоведческие методы, в отличие от силовых, уничтожат ядро преступности, а не ее поверхностный слой.

- Это в какой-то степени напоминает романы писателей-фантастов, в которых человек становится более совершенным, по-настоящему прекрасным, словом, таким, о ком мечтал еще Чехов. Анатолий Васильевич, в прошлом году был юбилей Академии творчествоведческих наук и учений. Хотелось бы услышать от Вас подробности, ведь именно Вам принадлежит идея ее создания и организация.

- Да, более 20 лет назад я нашел единомышленников, которые разделяли мои взгляды. Они тоже считали, что в России необходимо создавать творчествоведческую инфраструктуру. Вначале собралась группа ученых и предпринимателей, которая и стала ядром Академии. Это доктора наук и заведующие кафедрами Г.Ф.Невская, Н.А. Капустин, П.В. Дзюбенко, кандидаты наук, доценты, старшие научные сотрудники, руководители отделов научно-исследовательских организаций А.И.Александров, П.А. Шеко, А.К. Витовтов, И.А. Павлов, И.К. Проконичев, руководители организаций Н.Т. Сорокин, А.А. Куракин, В.А. Иванов.

Сегодня в работе Академии участвует более 200 человек. Треть из них – доктора наук, профессоры, в том числе, руководители ВУЗов. Они – действительные члены АНТУ. Еще одна треть – члены – корреспонденты. Остальные – почетные доктора и магистры творчествоведения и инновационно – творческого менеджмента. Это руководители организаций, авторы творчество развивающих методик, крупные изобретатели. Как видите, интеллектуальный потенциал – достойный.

Какие же задачи мы поставили перед собой? Помимо разработки теории и методологии творчествоведения, мы развиваем творчествоведческое образование населения. Научные конкурсы, конференции, симпозиумы – это тоже наша работа. Уже несколько лет Академия содействует подготовке кадров, специализирующихся в творчествоведческой области и инновационно творческого менеджмента, способствует повышению деловой квалификации своих членов, реализации творческого потенциала общества нашей страны.

- Расскажите, пожалуйста, о путях и возможностях осуществления задуманного.

- Приведу пример: принимается крупное хозяйственно-управленческое решение, утверждается проект. Но, прежде, чем вынести окончательное решение, необходимо осуществить научную творчествоведческую экспертизу. Только в этом случае не будет никаких просчётов.