Вспоминает полковник Василий Масюк

Между этносов и кланов

Практически в конце 1991 года в Таджикистане началась гражданская война. Произошёл вооружённый межклановый внутриэтнический конфликт между сторонниками центральных органов власти и различными группировками в лице Объединённой таджикской оппозиции.

Наибольшей остроты вооружённое противостояние достигло в период с июля 1992 по июль 1993 года. Тогда страна была разделена фактически надвое. Относительно промышленно развитый Север республики противостоял отсталому Югу. Примириться враждующие стороны смогли только в 1997 году.

Внутренние факторы, подтолкнувшие республику к гражданской войне, уходят корнями во время существования Советского Союза. Демографический бум в 60-70-е годы в республике (прирост населения был признан самым высоким в СССР) привёл к наличию трудо- избыточного населения в городах и сельской местности.

Необходимо отметить также внутреннюю принудительную миграцию в несколько этапов в советский период, слабую внутриэтническую интеграцию, формирование этно-региональных кланов, растущую роль фундаментального ислама в противовес бытовому исламу в таджикском обществе.

К началу 80-х годов оформились следующие региональные кланы на базе четырех этно-региональных групп таджикского народа: ленинабадцы (ходжентцы), гармцы, кулябцы и памирцы. Эти кланы создали свои собственные политические партии и движения:

Народное движение «Растохез» («Возрождение», с 1989 года, куда входили гармцы и памирцы);

Демократическая партия Таджикистана (с 1991года., гармцы и памирцы);

Исламская партия возрождения Таджикистана (с 1989 года, памирцы);

Общество «ЛалиБадахшон» («Жемчужина Бадахшана», с 1991 года, памирцы);

Народный фронт (с 1992 года, кулябцы и гиссарские узбеки);

Партия свободного труда (с 1991 года, ленинабадцы);

Народно-демократическая партия Таджикистана (с 1993 года, ленинабадцы);

Партия народного единства (с 1994 год., ленинабадцы) и т.д.

Большинство населения республики традиционно исповедует ислам суннитского толка. Памирцы же в массе своей являются шиитами-исмаилитами.

Среди внешних факторов, приведших к вооружённому конфликту, можно отметить следующие: установление режима талибов в соседнем Афганистане, открытое вмешательство руководства Узбекистана во внутренние дела Таджикистана, борьба американцев против иранцев за влияние в Таджикистане, финансовая помощь «ваххабитам» со стороны исламских государств, и главное - ослабление роли России, как главного арбитра в межгосударственных отношениях на постсоветском пространстве.

И здесь виновата перестройка?

Политика перестройки в СССР привела к возникновению исламско-демократического движения в Таджикской ССР. Противостояние бывшей коммунистической элиты и национально-демократических сил перевело конфликт из политического в этническо-клановый.

В советский период доминирующую роль в политической жизни Таджикистана играли ленинабадцы, занимавшие высшие административные посты. С ними активно сотрудничали кулябцы, занимавшие ключевые посты в силовых структурах республики. После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы (бадахшанцы, гиссарцы, гармцы) пытались усилить своё влияние в управлении страной.

24 ноября 1991 года на президентских выборах в Таджикистане победил Рахмон Набиев, «ленинабадец». Оппозиция в лице Демократической партии Таджикистана, Партии исламского возрождения, движения «Растохез» и мусульманского духовенства, обвинила власти в фальсификации выборов.

Несмотря на то, что ведущим представителям исламской оппозиции была обещана неприкосновенность в обмен на сохранение политических методов борьбы с властью, хрупкое равновесие в республике продолжалось всего несколько месяцев. Напряжение в стране росло.

В апреле 1992 года были арестованы видные демократы – М.Икромов и один из руководителей «Растохеза» М.Миррахимов. Также в адрес министра внутренних дел М.Навджуванова (памирца) прозвучали обвинения в превышении полномочий со стороны председателя Верховного Совета С.Кенжаева, что дало повод оппозиции обвинить последнего в попытке усадить на кресло силового министра своего земляка-ленинбадца.

В Душанбе вспыхнули митинги, участниками которых стало до 60 тысяч человек со стороны оппозиции. Сторонники правительства устроили ответный митинг в столице Таджикистана. Эти события показали раскол в обществе по клановому принципу.

На стороне оппозиции митинговали выходцы из Гарма, Бадахшана, Матчинского района Ленинабадской области, в поддержку Кенжаева стояли выходцы из Ленинабада, Гиссара и Куляба. Вскоре стороны стали создавать вооруженные отряды гвардейцев.

5 мая к югу от Душанбе на Яванской дороге произошли первые вооруженные столкновения. Местные жители попытались не пропустить автоколонну сторонников правительства. На помощь жителям кишлака прибыли вооруженные отряды оппозиции. Конфликт завершился перестрелкой, приведший к жертвам с обеих сторон.

В Душанбе начались бои, в результате которых сторонники оппозиции захватили телецентр, транспортные магистрали, аэропорт и вокзал. На их сторону перешли местная милиция и ОМОН. 10 мая сторонники оппозиции двинулись к зданию КГБ, где предположительно скрывался президент.

По ним был открыт огонь, погибло 14 человек. После этого начался новый митинг. На следующий день в результате этих событий было сформировано новое Правительство национального примирения, ключевые посты в котором заняли оппозиционеры.

От Душанбе до самых окраин

В июне 1992 года военные действия переместились из Душанбе в южные регионы Таджикистана. 19 июня представителями исламско-демократической оппозиции был создан Штаб национального спасения, который организовал силы в поддержку своих партий, состоявших из сотрудников МВД, а также добровольческих формирований.

27 июня начался конфликт населения Вахшского района с переселенцами из соседних регионов. Этим воспользовались сторонники Набиева. Они захватили радиостанцию в городе Вахш, откуда сообщили о нападении на регион трехтысячного отряда исламистов-демократов. При этом они призвали жителей Куляба, Ленинабада и узбекское население Курган-Тюбе к сопротивлению исламистам. В Вахше в ходе боя погибло несколько десятков человек.

29 июня в Курган-Тюбе было достигнуто соглашение о прекращении огня. 1 июля из-за обострения ситуации на юге правительство приняло постановление об охране стратегических объектов в Таджикистане силами российской 201-й мотострелковой дивизии.

В частности, российские военные были размещены в районе Нурекской ГЭС, Яванского электромеханического комбината, Вахшского азотно-тукового завода, на территории ряда объектов военно-стратегического значения, осуществляли контроль над некоторыми участками автодорог на горных перевалах вдоль границы Кулябской и Курган-Тюбинской областей.

Вооруженные столкновения продолжались до 27 июля, когда противоборствующими сторонами было подписано соглашение о прекращении огня со следующего дня. Однако данное соглашение было в скором времени нарушено. Сторонники правительства кулябского происхождения вступили в бой с оппозиционерами гармского происхождения у кишлака Сари-Пул.

А когда-то мы были вместе

В конфликт вмешались вооруженные подразделения СНГ, дислоцированные в районе, а также силы милиции. 24 августа в результате покушения был убит генеральный прокурор Таджикистана Н.Хувайдуллоев, ленинабадец по происхождению. Это вызвало волну митингов на родине убитого, в Ленинабаде, а также в Кулябе. Митингующие резко осуждали правительство национального примирения.

31 августа участники оппозиционного движения «Молодежь Душанбе» совместно с беженцами из Курган-Тюбе и Куляба захватили резиденцию президента Набиева, однако последний успел скрыться в гарнизоне 201-й дивизии ОВС СНГ. Захватившие резиденцию взяли заложников, чтобы вынудить президента встретиться с ними, однако Набиев отклонил требования оппозиции. Заложники были отпущены. В ответ на эти действия в Ленинабаде стали создаваться отряды «Национальной гвардии» из проправительственно настроенных ленинабадцев.

2 сентября депутаты ВС Таджикистана выразили недоверие Набиеву. В Курган-Тюбе собрались митинги в поддержку президента. Вооружённые участники исламистско-демократических партий взяли митингующих в кольцо и открыли огонь. Одновременно при поддержке техники исламисты захватили ключевые объекты в городе. В Курган-Тюбе началась резня, от которой пострадали, в частности, узбеки – переселенцы из Самарканда. Тысячи людей вынуждены были искать защиты у 201-й дивизии.

7 сентября Набиев пытался покинуть Душанбе и вылететь в Куляб, контроль над которым не осуществлялся исламистами, однако президент был перехвачен в аэропорту сторонниками Верховного Совета, требовавшими его отставки. Только прибывшая бронетехника позволила предотвратить расправу над Набиевым, однако последний вынужден был подать в отставку после встречи с членами Верховного Совета Таджикистана.