И сейчас надо помнить - примирить их могли только русские

Зачем мы здесь?

Указом Президента России от 24 августа 1992 года пограничные войска, находящиеся на территории Таджикистана, перешли под юрисдикцию России. 23 сентября 1992 года на их базе была организована Группа пограничных войск РФ в Таджикистане (далее - «Группа»). Вопрос «чьи мы здесь?» отпал, но по-прежнему стоял другой вопрос: «Зачем мы здесь?», по какому обязательству россияне проливают кровь на границе хотя и братского, но уже чужого государства.

25 мая 1993 года было подписано Соглашение между РФ и РТ о статусе пограничных войск России, находившихся на территории Таджикистана. Правительство Таджикистана делегировало российским пограничникам полномочия по охране государственной границы с Афганистаном и Китаем.

Задачи, стоявшие перед российскими воинами границы качественно изменились, теперь на них возлагалась не только охрана, но и защита рубежей. В правовом отношении были расставлены все точки над i, но эскалация, трагизм внутреннего конфликта опережали нашу способность противостоять им.

Отток личного состава по национальным квартирам полностью обескровил пограничные подразделения, особенно это негативно отразилось на подразделениях первой линии- пограничных заставах. Резервы были крайне скудны и ограничены в своих возможностях по ведению боевых пограничных операций и затяжных боев.

Было очевидным, что разговоры о скором нарастании российской пограничной группировки были не больше, чем разговоры. В высших эшелонах шёл тяжёлый процесс распила Союза, и никто не хотел посылать своих военнослужащих в горячую точку.

Хорошо помню приезд Министра обороны РФ маршала авиации Шапошникова (на фото). Разговор ни о чём, по принципу: «Вы тут, держитесь!».

Но после трагических Душанбинских событий в конце 1992 года в мощном потоке беженцев в соседний Афганистан ушла значительная часть вооружённой непримиримой оппозиции, которая, быстро организовавшись, довооружившись, понукаемая щедрыми спонсорами от радикального ислама предприняла попытки к возврату на территорию РТ.

Что значит «не вмешиваться»

В марте 1993 года в Сарваде (северная провинция ИГА) сконцентрировалось до 1000 человек вооруженных боевиков. На Пянджском направлении была отмечена переброска до 50 БТР из Кундуза к линии границы, большое сосредоточение переправочных средств.

В координационном центре Кундуз исламская партия возрождения (ИПВ) создала так называемое Правительство Таджикистана, которое взяло на себя руководство боевыми действиями и координацию вопросов взаимодействия с правительствами ИГА и Пакистана в борьбе с «неверными» на территории РТ.

На участке 117-го ПОГО период «истока» являл трагическую картину: где-то – огрызаясь, неся потери уходили остатки вооружённой оппозиции, где-то приверженцы или испуганное местное население с домашним скарбом пыталось переправиться через неспокойную реку Пяндж. Команда сверху была исчерпывающая: «Не вмешиваться, не препятствовать!».

Горько было смотреть на эту трагедию, ведь ещё «вчера» все они составляли «одну историческую общность – советский народ». В этот период пули ещё не летели в российских пограничников, но душевные травмы были не менее болезненны. На границе становилось по-настоящему тяжело, она магнитом притягивала: контрабандистов и противоборствующие стороны с целью налаживания каналов поставок оружия и наркотиков.

Это естественно, за них платили бешеные деньги, которые шли на снабжение противоборствующих вооружённых формирований. Так, к июню 1992 года в зоне ответственности 117-го ПОГО отчётливо вырисовывались направления устремления противника:

- на Кокульском направлении (стык с 48 ПОГО, участок 1-3 погз из состава боевиков и моджахедов база ИПА-ИП, ИОА и ОТО общей численностью 450 человек, (при активной поддержке командования 55 ПД). В апреле 1994 года ими была предпринята попытка захвата полуострова Камсалык и прорыва группы полевого командира Гафара на участок 48 ПОГО.

Группа была уничтожена. После этого они успокоились, а после встречи с генерал-лейтенантом Кози Кабиром окончательно акции и провокации прекратились. Именно тогда я ему открыто заявил, что ещё одна акция боевиками ОТО и афганских моджахедов против пограничников и мирных населённых пунктов, его родной кишлак с домом его родителей я снесу огнём артиллерии с лица земли.

- на Пархарском направлении- (4-я – 5-я погранзаставы)- кишлак Новобод -300 человек;

- на Московском направлении- р-н Чахи-Аба (база и штаб до 350 человек);

- на Сары-Чашминском направлении – (150-200 человек);

- кишлак Шальмунд, участок 12-й погранзаставы – база 250 человек и 50 белуджей из Пакистана;

- кишлак Явиз основная база боевиков (основной состав до 200 человек, с учетом перемещения на Дарвазское направление, в отдельных периодах численность доходила до 350-400 человек),- численный состав менялся. Эта группировка стояла за акцией по захвату Турга в ночь с 18 на 19 августа 1994 года.

Это была последняя резонансная попытка захвата оперативно-тактического узла на Саригорском направлении, что объяснялось кратчайшим путём выхода на Куляб, политически ставилась задача сделать заявление мировой общественности о легитимности и поддержке правительства в изгнании, что послужило бы сигналом эскалации на Калай - Хумском и Хорогском направлениях. Но этому не суждено было сбыться.

Стойкость и героизм пограничников во взаимодействии с отрядами поддержки 149-го МСП сорвал и нанёс невосполнимый ущерб противнику, а с приданием в качестве поддержки эскадрильи штурмовой авиации Су-25 и проведением аэромобильно-десантной операции по уничтожению базы в конце августа 1994 года, она практически прекратила своё существование;

- на Хоунском направлении до 300 человек (противостояние моджахедов и помощь пограничной бригаде генерала Усто).

Данное направление было одним из самых уязвимых участков, требующим постоянной координации с афганскими пограничниками, их всесторонней огневой и материальной поддержки, что позволяло сковывать и держать под контролем перемещение боевиков и их эффективное огневое поражение огнём артиллерии и действиями личного состава ОГСР.

- шуробадское направление (13-я-16-я погранзаставы)- до 200 человек.

В этой сложной обстановке мужество и героизм были проявлены пограничниками Московского пограничного отряда на 1-й и 2-й заставах, 9-12-й и 15-16-й заставах, а так же на постах "Тург", "Сунг", "Шахты", « Днепр», « Дон» "Доска Почета", "Меркурий" и др. Только в 1994 году пограничные наряды, заставы и посты 356 раз подвергались обстрелам, из них: со стороны Афганистана – 326, со стороны Таджикистана – 30 раз.

В целом обстановка на границе в зоне ответственности Группы ПВ РФ за 1992-1993 гг. характеризовалась следующим образом: пограничники 221 раз вступали в боевые конфликты, 931 раз подвергались обстрелам со стороны боевиков. 138 пограничников погибло, 316 человек были ранены. Линия границы превратилась в рубеж противостояния враждующих сторон, российская пограничная Группа – в активного участника межтаджикского вооружённого конфликта.

В те дни генерал Мартовицкий был ещё почти таким

На фоне всего этого в один из августовских дней мне позвонил Командующий генерал-лейтенант А.Н. Мартовицкий и потребовал обстоятельного доклада по обстановке. Я ему доложил выводы из обстановки и своё частное решение на сутки.

По голосу командующего я понял, что он встревожен и взволнован, но все сомнения он разрешил сам: «Хорошо. Через три часа я буду в отряде. Будь в готовности к проведению рекогносцировки и уточнению плана взаимодействия с Пянджским отрядом. Все остальное по прибытию».

(Продолжение следует)