Эксперт предполагает, а рынок располагает - этот принцип отменить, увы, невозможно

События

Начавшийся 2022 год уже богат на события: то, что произошло в Казахстане, и жесткая риторика противостояния России и Запада. Глобальной экономике грозит инфляция, которая может вызвать ужесточение денежно-кредитной политики и обвал мировых рынков.

С пандемией всё тоже не совсем ясно: оптимисты полагают, что к лету человечество забудет о COVID-19. Правда, за последние два года было много обнадеживающих прогнозов и они, к большому сожалению, не оправдались.

Таким образом, в нынешнем году нам гарантирована высокая волатильность. А волатильность, как известно, хлеб спекулянтов. Если вы хотите просто застраховать свои вложения, то достаточно купить суверенные или корпоративные облигации первой категории США и стран Евросоюза, но инвестировать стоит в долговые обязательства с коротким сроком погашения, чтобы застраховать себя от роста ставок.

По-прежнему наиболее рискованная история – это криптовалюты (не путать с цифровыми деньгами, которые в ближайшее время должны быть запущены центральными банками ведущих экономик). Есть очень разумная точка зрения, что мировой кризис начнётся именно с обнуления сектора криптовалют, что заставит участников рынка вспомнить старую историю Голландии и тюльпанов.

Куда интереснее, что ждёт мир в плане цен на сырье и, соответственно, что ждёт сырьевые валюты?

C высокой вероятностью на 2022 год можно прогнозировать длинную волну роста цен на энергоносители, вызванную финансовым «землетрясением» 2020-2021 годов. Объём совокупной денежной массы увеличился почти на 30%, а размер мирового долга превысил 310 трлн долл. (в 2019 г. он составлял около 260 трлн долл.) — при фактической стагнации реального производства на уровне ниже 90 трлн долл. номинального ВВП.

Лидером подорожания в первой половине года, скорее всего, станет уголь, а во второй половине — нефть. В то время как спотовые цены на газ будут колебаться в диапазоне 1000-1200 долл. Естественно, динамика цен на сырьё скажется на выручке, а та – на капитализации сырьевых компаний. Хотя здесь, конечно, стоит сделать поправку на действующий в разных странах налоговый режим.

Инвестиции

Основа любых инвестиций – это рынок акций. Из крупных фондовых рынков наиболее дешевыми, по своим субъективным причинам, являются рынки Турции и России. На фоне «ралли» в нефти, газе и угле и прекрасных долговых коэффициентов федерального правительства стоит более внимательно присмотреться к российскому рынку акций, из которого западные санкции сделали гадкого утенка: спрос на бумаги прежде всего поддерживается лишь привлекательной дивидендной доходностью.

На фоне негативной геополитики долларовый индекс РТС упал до 1500. Первый раз он достиг этого уровня в 2006 году. Получается, что за 16 лет российские акции не дали положительной валютной доходности. Это, естественно, без учета дивидендов, хотя, конечно, дивидендные выплаты принципиально картину не меняют.

Однако этот факт не означает, что на российских акциях нельзя заработать. Газпром еще не отыграл свое и должен порадовать инвесторов, в том числе из Узбекистана, привлекательными дивидендными выплатами. Ожидаемый рост цен на нефть говорит в пользу Лукойла.

От подъема цен на нефть, безусловно, выиграет Сбер: его налоговый режим намного мягче, чем у нефтяников. Для долгосрочных инвестиций хорошо подходит РусГидро: ставку на зелёную энергетику никто не отменял. А защитной бумагой традиционно являются префы Сургутнефтегаза: в случае обвала рубля чистая прибыль и, соответственно, дивиденды покажут астрономический рост.

Но при этом российские акции остаются очень рискованной политической историей. Рубль может потерять до 20% стоимости, а уход инвесторов с российского рынка приблизится к уровню 2014-2015 годов — к таким последствиям, по мнению российских финансовых компаний, может привести самый жёсткий сценарий применения предложенных США санкций. Потенциальная доходность всегда идет рядом с потенциальным риском.