Пролетариям всех стран снова предлагают соединяться, не зная, где они - пролетарии

Красный след

Радикалы и ортодоксы от марксизма получили новые поводы к борьбе за победу мировой социалистической революции. Всего через две недели после известных событий в Казахстане, свыше 30-ти зарубежных сталинско-промаоистских и «примкнувших к ним» компартий выступили с коллективным заявлением.

Они на редкость согласованно призвали к социалистической революции по всему бывшему СССР, с осуждением «компрадорского режима» в Казахстане и «неоколониально-империалистической взаимопомощи» между странами ОДКБ. И в первую очередь, досталось, разумеется, России.

Любопытно, что это заявление почти совпало с 30-летием со времени создания в КНР нелегальной маоистской организации (10 февраля 1992 г.), выступавшей против дэнсяопиновского ревизионизма действующей КПК. Мало кого при этом волнует, что и в бывшем СССР — со времени идеологического разрыва Москвы с Пекином и Тираной с начала 60-х — и в постсоветской России были и существуют сталинско-маоистские коммунистические группы, именующие себя «партиями».

Но это именно группы, исповедующие причудливую идеологическую смесь сталинизма, маоизма, троцкизма и анархизма. Их влияние остаётся мизерным не только из-за прессинга со стороны правоохранительных и «смежных» структур, но и вследствие, в буквальном смысле, гремучей идеологической смеси, пропагандируемой руководством этих групп.

В целом же, и в современной России нет недостатка в партиях, претендующих на идейное наследие Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, хотя с продвижением дальше у всех них - уже сложнее. В лидерах, разумеется, «монопольно вечная» оппозиция - зюгановская КПРФ, присвоившая себе право считаться преемницей КПСС.

А в реестре наследников дела Ильича - и начётники-идеалисты Николая Платошкина, и адепты небезызвестной ВКП(б) - маргиналы троцкистско-маоистского толка, и вовсе немногочисленные перебежчики в Справороссы. Или хуже того – в Единороссы…

Но «свои» маоисты страшнее...

Тем временем, за пределами КНР поныне существуют про- и около-маоистские партии (включая сталинско-ходжаистские) — более чем в 60-ти странах. В 60-х - 70-х гг. минувшего века эти партии были важнейшим средством давления Пекина на «несговорчивые» зарубежные правительства. Особенно в Юго-Восточной и Южной Азии: почти во всех странах этих регионов ещё в 60-х были созданы «антирущевско-антибрежневские» компартии.

До сих пор в Мьянме, Индии, Непале, Таиланде, Филиппинах, Восточной Малайзии (северный регион Борнео) и даже в Брунее с Бутаном и в оккупированном в 1975 г. Индией Сиккиме эти партии продолжают борьбу, в том числе партизанскую, против местных властей. При том, что большинство из них осуждают «реформы» Дэн Сяопина и его последователей и, в целом, капиталистическую трансформацию КНР.

Ранее такие партии были, что называется, в авангарде политико-идеологического противостояния Пекина с Москвой. Причём аналогичные подпольные группы были также созданы в Польше, Венгрии, Чехословакии. Чуть ли не ежемесячно тогдашние руководители и СМИ КНР извещали о дружбе Пекина с теми же союзниками, совместно осуждая «советский ревизионизм и социал-империализм». Однако со второй половины 80-х ни в китайских СМИ, ни выступлениях руководства КНР нет упоминаний тех партий или групп.

Хотя трудно предположить, уже хотя бы ввиду почти повсеместной завидной выживаемости этого коммунистического движения, что его в той или иной форме не поддерживает Пекин. Ведь востребованность влияния на политику многих стран остаётся весьма актуальной для КНР. В самом же Китае нелегальная «Организация в защиту товарища Мао Цзэдуна» (ОЗТМ) была создана 10 февраля 1992 года в центрально-китайской провинции Хунань. Это родная провинция Мао Цзэдуна, о чём в КНР теперь стараются напоминать всё реже.

Впоследствии ОЗТМ «распределилась» на несколько региональных подпольных групп. Её основу составляют — как в основе её групп-преемников — бывшие работники низшего и среднего звеньев местного руководства КПК в ряде провинций, а также группы анти-глобалистской молодёжи.

Ничто не ново в Поднебесной

Но такое политическое движение было в КНР и раньше: так, некоторые участники известных событий на Тяньаньмэне в 1989 г. несли портреты Сталина и Мао Цзэдуна, с лозунгом «долой капиталистическую реставрацию!» (что поныне замалчивается официальной пропагандой).

А в 1988-91 гг. в ЦК КПК периодически поступали анонимные письма с протестом против того, что с 1988 г., по решению политбюро ЦК КПК (январь 1988 г.), с этой площади были удалены огромные портреты-постеры Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, установленные там ещё в 1962 году. Эти петиции подписывались «Коммунисты в защиту марксизма-ленинизма и Памяти товарища Мао», «Интернационалисты-ветераны коммунистической партии».

Даже в Нью-Йорке в 1995-м была создана промаоистская «Группа исследований Китая» (chinastudygroup.org). А в 2005 г. и позже в Интернете были сайты «Проект Искра» бывшей ОЗТМ: в этом проекте участвовали также промаоистские группы автономных от КНР экс-британского Гонконга и экс-португальского Аомэня.

Затем, к началу 2010-х появился проект «Вэньгэ-ван» (от Вэньгэ — «Культурная революция») - периодически проявляющейся и сегодня. А в 2003 г. владелец пекинского книжного магазина «Утопия» Фань Цзинган создал интернет-форум с тем же названием, который стал центром притяжения маоистских сил. Но вскоре этот форум спецслужбы КНР «упразднили» (судьба его основателя доподлинно неизвестна).

Ещё одна подобная площадка, периодически проявляющаяся в Сети, — это «Красный Китай». Вдобавок, в 1994-м в Гонконге — тогда ещё британском - была основана идейно близкая к тогдашним маоистам КНР группа «Китайский трудовой бюллетень». Поныне мониторящая забастовки и нарушения прав рабочих в Китае, критикуя социально-экономическую политику Пекина.

Новая и новейшая история

Более важным стал октябрь 2009 г., кода в Чунцине (центральный Китай) нелегально собравшиеся группы ОЗТМ объявили о создании «коммунистической партии Мао Цзэдуна».

Но уже 15 октября того же года в Чунцине было арестовано до 40 представителей этой партии из 20 провинций КНР, — т.е., представлявших не меньше трети территории КНР. А руководитель партии, профессор-филолог Ма Хоучжи, был брошен в тюрьму на 10 лет. Освободился он в 2019-м в возрасте 76-ти лет, но ненадолго…

В середине июня 2021 г. в восточно-китайской провинции Шаньдун — в преддверии празднования в июле 100-летия КПК — задержали многих маоистских активистов, в том числе Ма Хоучжи (см. американо-тайваньское издание The Epoch Times, 13 июня 2021) .

Общенациональная операция против «левых» началась 12 мая и, в основном, проводилась тайно. Семьям задержанных «не предоставили никакой информации об их родственниках». За решётку попали и «сподвижники профессора — Лю Цинфэн, Фу Минсян, Не Джубао, У Жунхуа, Ху Цзяхун.

Независимый эксперт У Цзолай считает, что задержание левых активистов было связано прежде всего с тем, что, по его словам, «люди, которые всё ещё поддерживают покойного лидера Мао Цзэдуна, представляют потенциальный вызов правлению нынешней КПК».

Тем более что «некоторые из них одобряют практику маоистской «культурной революции». КПК, как не без оснований полагает У Цзолай, «расправляется с маоистами, а также с правозащитниками и активистами демократии, ибо стабильность режима важнее всего».