Российский рынок интернет-торговли остро нуждается в доступных кредитных средствах

Сегодня невозможно не замечать те изменения рынка ритейла, которые начались с глобализации и цифровизации населения и кратно ускорились, в том числе из-за ковидных ограничений.

В первую очередь, это беспрецедентный рост числа пользователей маркетплейсов, онлайн-продаж и увеличение доли интернет-покупок - сейчас их доля во всей торговле уже более 10%.

Во вторую очередь, это «завоевание» рынка маркетплейсами. Данная модель ведения бизнеса явилась наиболее эффективной за последние три года. Об этом свидетельствуют увеличение оборотов крупнейших маркетплейсов.

Крупнейшие маркетплейсы страны являются точками сбыта продукции десятков тысяч предпринимателей – субъектов малого предпринимательства, самозанятых.

Но очевидно, что, несмотря на всю положительную динамику, перед российским рынком интернет-торговли возникли новые вызовы, которые требуют незамедлительных и эффективных действий со стороны государства, направленных на преодоление кризиса, в том числе из-за введенных беспрецедентных санкций.

В 2020 году был создан Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции. За два года существования Совет собрал на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации всех ведущих игроков рынка интернет-торговли.

По мнению экспертов Палаты России, на сегодняшний день существует проблема высокой стоимости кредитных ресурсов для бизнеса. Сейчас средняя кредитная ставка в банках составляет около 27%, хотя пару месяцев назад ее уровень был около 10%.

Высокая стоимость заимствования останавливает развитие компаний: становится тяжелее пополнять товарные запасы, финансово поддерживать продавцов на маркетплейсах, расширять программы лояльности для потребителей, приходится останавливать и замораживать многие проекты по созданию торгово-логистической инфраструктуры.

Федеральное правительство приняло оперативную меру поддержки – предоставление возможности системообразующим предприятиям брать субсидированные кредиты под 11% годовых, но финансовый объем поддержки ограничен. Поэтому важно, поспособствовать максимальному расширению программы выдачи субсидированных кредитов системообразующим компаниям.

Также, стоит отметить тот факт, что для отечественных компаний e-commerce практически отсутствуют адресные меры поддержки, а сами маркетплейсы не признаны ИT-компаниями. Наши эксперты видят необходимость в том, чтобы распространить действующие и предлагаемые Правительством Российской Федерации меры поддержки ИТ-отрасли на цифровые услуги маркетплейсов.

Осознавая значимость данного направления деятельности для экономики России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Советом ТПП РФ по развитию электронной коммерции в марте этого года провела встречу с руководителями крупнейших маркетплейсов России с целью обсуждения существующих проблемных вопросов и подготовки предложений по развитию сектора.

В результате, был сформирован пакет из 16 предложений, который, по мнению экспертов ТПП РФ, требует рассмотрения в профильных федеральных органах исполнительной власти для целей принятия соответствующих безотлагательных управленческих решений.