Почему Фареры и Гренландия предпочитают оставаться за скобками... санкций

...Чёрный хлеб и селёдка

Авторы всерьёз опасаются последствий данной публикации, так как упоминаемые в ней автономии вполне могут оказаться под страшным прессом всего демократического Запада. Ведь «всё из России, ничего для России» – этот принцип должен распространяться абсолютно на всех.

В перечне недружественных России стран и территорий, как известно, значится не только сама Дания, но и её автономии — Гренландия и Фарерские острова. Однако они, напомним, не входят, в отличие от континентальной Дании, в Евросоюз. И как сама метрополия, не участвуют в валютной еврозоне, сохраняя обращение датской кроны.

Быть может, России надо срочно вычёркивать Фареры и Гренландию из своего «чёрного списка». Хотя бы ради положительного примера. Ведь те же автономии стремятся поддерживать экономические связи с Российской Федерации, несмотря на санкции Запада и самой Дании.

Если говорить конкретно, то не менее 90% объемов фарерского и гренландского экспорта в Россию — это рыба и рыбопродукты. И не меньше 80% в этих совокупных поставках приходится на лососёвые, скумбрию, сельдь и продукты их переработки.

В этой связи, напомним, что Гренландия и Фареры не присоединились к антироссийским санкциям Запада, в том числе Дании, в связи с воссоединением Крыма с Российской Федерацией. Интересно, что в Копенгагене и поныне не возражают против такой «санкционной автономии».

Соответственно, в российские контрсанкции с 2014 года не включены фарерские и гренландские поставки рыбы и морепродуктов в Россию. Однако, в конце февраля уже нынешнего года импорт в Россию с Фарерских островов, едва не оказался под угрозой.

Об этом свидетельствуют данные агентства «BCS Eхpress» от апреля 2022 г. То же агентство отмечает, что на этот импорт, ещё со второй половины 90-х годов, приходится «от 40 до 50% от всего объёма ввоза сельди и скумбрии с Фарер в Россию». Однако, как и прежде, «поставки сохраняются в прежнем режиме», что весьма важно и для самих поставщиков.

Уроки географии

Хорошо известно, что доля российского рынка в поставках фарерской и гренландской рыбной продукции уже который год превышает 40%. Кроме того, ещё с 1994 г. по-прежнему действует двустороннее рыбохозяйственное сотрудничество с Фарерами.

Уточним - 30 ноября 2021 г. в Торсхавне, это административный центр Фарерских островов, «Росрыболовство» и власти Фарер — рамках 45-й сессии российско-фарерской комиссии по рыбному промыслу — договорились об очередном обмене квот на вылов водных биоресурсов на 2022 год.

география продовольственного импорта РФ:

Российская сторона разрешила фарерским промысловым судам ловить треску, пикшу, камбалу и ряд других видов рыб в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море. Фарерские власти, в свою очередь, разрешили российским рыболовным судам добывать в рыболовной зоне Фарер путассу, скумбрию и сельдь.

Не отстают и гренландцы: поныне сохраняет действие бессрочное соглашение властей Гренландии с РФ от 7 марта 1992 года «О сотрудничестве в области рыболовства». В рамках этого документа, 24 ноября 2021 г. «Росрыболовство» и гренландское правительство подписали протокол о квотах совместного вылова палтуса, окуня, трески и пикши на 2022 год.

Показательно, что протокол был подписан сторонами отнюдь не в Готхобе, административном центре Гренландии, а именно в Копенгагене - столице Дании. По данным того же ведомства РФ, стороны «обсудили состояние сырьевых ресурсов Баренцева моря, акваторий Западной и Восточной Гренландии».

Также были подтверждены применяемые с весны 1992 г. технические меры регулирования совместного промысла. Стороны, по той же информации, договорились о совместных исследованиях в рыболовной зоне Гренландии и, более того, «обсудили возможности обучения в профильных вузах «Росрыболовства» гренландских специалистов».

И, плюс к тому, продлён на текущий год обоюдный спутниковый мониторинг промысловых судов в зоне совместного рыбного промысла. Охватывающего, заметим, с марта 1992 г. около 35% совокупной акватории Баренцева моря и Северной Атлантики.

Про НАТО и про квоты

Эти направления сотрудничества не отменены после 24 февраля 2022 г. – даты начала спецоперации на Украине. Нежелание датских автономий участвовать в антироссийской санкционной истерии отражено и в скандинавских СМИ, как например совсем недавно, в шведской «SWT-Nuheter»» (Стокгольм):

«...Дания, член НАТО, хочет построить на Фарерских островах (к осени текущего года. — Прим. ВО) радиолокационную базу, радары которой будут регистрировать самолеты, пролетающие над регионом. Но вопрос этот деликатный». Ибо Фареры «зависят от экспорта рыбы, а один из самых крупных покупателей их рыбы — Россия, которая предостерегает против того, чтобы НАТО обосновывалась в этом регионе.

...Влиятельный фарерский парламентарий Бьярни Карсон Петерсен уверен, что если на Фарерских островах «появятся радары, мы рискуем потерять большую часть нашего экспорта в Россию. Но фарерская экономика может этого не пережить», — подчеркивает парламентарий. Поэтому Фарерам, по прогнозу шведского издания, «придётся выбирать между Россией и НАТО».

Словом, датские автономии стремятся проводить свой курс — по крайней мере, экономический — в отношении России. Чему и сегодня не препятствует датская метрополия. Похоже, из-за опасений, что в случае выкручивания рук автономиям они, чего доброго, смогут провозгласить свою полную независимость от Копенгагена.

По примеру экс-автономной Исландии, отделившейся от Дании — между прочим, при открытой поддержке со стороны СССР — почти 80 лет тому назад...

***

Вместо P.S. Остаётся напомнить только два любопытных эпизода с участием Датского королевства, которые свидетельствуют о том, что эта страна просто так не поступится суверенитетом и независимостью. Невзирая на то, что континентальная Дания - совсем небольшая по территории с населением меньше 6 млн. человек. Невзирая на членство в ЕС, где приветствуется полное единодушие, и членство в НАТО.

Во-первых, только пандемия ковида смогла затмить политический скандал, разгоревшийся после весьма оригинальной инициативы США, если не лично тогдашнего президента Дональда Трампа, «купить у Дании Гренландию». Летом 2019 года Дания отреагировала на такую инициативу Белого Дома предельно жёстко.

Датский демарш был даже умело использован демократами в ходе президентской предвыборной кампании. Во-вторых, Вашингтон не смог надавить на Копенгаген и в ситуации с «Северным потоком-2», когда у датчан хватило здравого смысла и прагматизма для согласования прокладки газопровода в своей зоне экономической ответственности в водах Балтики.