Это очень по-русски - повесить всех собак на диктатуру и спецслужбы

Как известно, в русофобии есть свои штампы и клише. Русские – татаро-монголы (что для меня, как евразийца или даже ордынца, только комплимент), варвары и дикари, и вообще вся наша история состоит из насилия, глупости и технологической отсталости.

Еще один штамп связывать нынешнюю власть и Россию в целом с чекистской диктатурой, на которую можно повесить всех собак, обвинив в чем угодно. И этот штамп имеет не западные или украинские, а наши российские корни.

На самом деле, у многих в родне были люди так или иначе, связанные со спецслужбами. Чекисты в России - люди очень достойные и уважаемые. Сыграли важную роль в замирении Кавказа. Да и террористические акты в российских городах предотвращаются их усилиями.

О многих их операциях мы не знаем и, наверно, никогда не узнаем. Но, судя по тому, что Владимир Путин является самым влиятельным человеком в мире, работают они сейчас однозначно неплохо.

Однако, в отличие от большинства других стран, далеко не все в России с уважением относятся к нашим рыцарям плаща и кинжала. Вопрос этот стоит прояснить. Причин здесь несколько. В перестройку центральная пресса активно раскручивала тему политических репрессий. Фактически тогда это была прямая антигосударственная пропаганда, тогдашний заказ от нового руководства страны.

При этом цифры репрессированных часто были завышены в несколько раз, попадалось и откровенное вранье. Рано или поздно в данном вопросе предстоит разобраться непредвзятым историкам. Поздние советские газеты теперь можно найти лишь в архивах и библиотеках. Однако яд перестройки отравил не так мало душ, и иногда он выходит наружу.

Вторая причина более рациональна и имеет определенную логику. В начале 90-х на фоне краха государства (и, как следствие, экономики) в России произошло массовое обнищание населения. На этом фоне особенно вызывающе смотрелись олигархические банки, частные, созданные на базе приватизированных предприятий, холдинги и прочие успешные и часто привыкшие сорить деньгами коммерческие структуры.

Часто доли в новых компаниях или руководящие позиции занимали выходцы из бывшего советского КГБ или ГРУ. Сокращения в силовых структурах тогда были очень значительными. При этом именно выходцы из спецслужб часто оказывались в наибольшей степени готовы к дикому русскому капитализму. Однако вопрос, до какой степени можно упрекать мужчин за желание кормить свои семьи, сделать карьеру или просто жажду наживы - не такой простой.

Ну и наконец: больше всего не любит чекистов наша либеральная творческая интеллигенция. Некоторые связывают это с биографией Владимира Путина. Однако на самом деле здесь причина другая, она проста, лежит на поверхности и очень меркантильна. Наша творческая интеллигенция, как и либеральная журналистика, всегда была гордой, но очень меркантильной содержанкой одиозных олигархических структур. Группа Мост, Юкос или еще кто – не принципиально.

В 90-е годы быть совестью нации для них было не очень пыльной, но очень хорошо оплачиваемой профессией. На ельцинских выборах 1996 года вообще удалось “схомячить” очень неплохие деньги. Однако когда вступившие в войну с государством коммерческие структуры приказали долго жить – финансирование закончилось.

Для творческой интеллигенции обвинить во всем государство, бывших и нынешних силовиков, напомнив репрессии 30-х, естественная реакция.

Всего лишь рефлекс.

Источник За что в России не любят чекистов