Из путевых заметок военного журналиста, русского казахстанца

Продолжение. Начало читайте Я вернулся в свой город. Знакомый до слёз и Когда город Талгар - папа. Письма с родины, часть 2

Через несколько дней пребывания в родном Талгаре постепенно начинаешь ощущать необходимость совершения поездки в южную столицу Казахстана –город Алматы. Не ради праздного любопытства, а с вполне определенной целью - посетить погосты родных и близких тебе людей на кладбищах, находящихся в разных местах.

Ну, а уж если время останется, где-то перекусить, заглянуть в пару-тройку магазинов, да и так просто погулять по осеннему Алматы. Конечно это не самое лучшее время для посещения этого красивейшего места на Земле, но что делать, коли выдалась такая поездка. Попробуй во всём отыскать позитив, и тогда тебе будет легче.

В южный город из Талгара несложно добраться на общественном транспорте – автобусы и маршрутки бегают с определённым интервалом, но уж нет. Все это не по мне. Только на автомобиле. Ведь это так просто.

Сразу за мостом через реку Талгар, на повороте замечаю некое скопление людей. Это как раз те, кто без всякой очереди, стремятся быстро и совершенно беспрепятственно доехать до Алматы.

Одно за другим подкатывают авто, двери распахиваются и люди погружаются в салон. Все происходит относительно так быстро, что и времени нет подумать о чем-то другом, поскучать. Здесь как на футбольном поле, зевнёшь и тебя уже обошли, оттерли более юркие и сноровистые граждане. Нет, такое точно уж негоже.

Поэтому перемещаясь ловко между другими будущими пассажирами, ты где-то почти охотничьим чутьём улавливаешь ту самую иномарку, которая умчит тебя по трассе вдаль. Бросок, один, другой и когда чуть-чуть впереди тебя распахивается дверь авто, не мешкая, перемещаешься внутрь. В какой-то момент осознаешь, что ты уже сидишь рядом с водителем, позади салон также быстро заполняют другие счастливчики и, о чудо - мы едем.

Конечно, от пробок на дороге никто не застрахован, но на этот раз пробег до Алматы прошёл относительно быстро. Расплачиваюсь с водителем – это чуть более сорока рублей на российские, что весьма скромно по нашим московским меркам.

А далее на автобусах, где берут за проезд чуть более двадцати рублей и выдают тебе на руки большой талон, который необходимо непременно сохранять, потому как предстоит возможная встреча с контролёрами. Что самое примечательное, пожилым людям вежливо предлагают присесть на сиденья. Это разительно отличает в лучшую сторону от нашего московского метро, где молодежь беззаботно распластывается на сиденьях, защищая себя телефонам и до стариков и старушек им обычно никакого дела нет.

Ещё что примечательно, остановки объявляются на казахском и русском языках таким женским обаятельным голосом, что заслушаешься. Как же это сделано тонко и со вкусом…

За световой день удалось побывать на двух кладбищах. Слава богу, всех нашёл, прибрался, возложил цветы, посидел немного, погрустил, повспоминал. Плохо, что приезжаю навещать погосты не так часто, они зарастают бурьяном. И это, признаться, удручает. Но кого в этом винить, судьба, да и наши чудо-политики развалили Союз, пришлось уехать в чужие края, в Россию, бросив могилы своих близких людей.

Хорошо, что они пока все целы, хотя где-то зияет провал в оградке, оторвали крышку металлического столика. Собиратели дармового металла промышляют и здесь. И нет на них никакой управы. В России аналогичная картина. Гребут, сметают всё металлическое с наших могил. Но придёт всё же тот час, когда Господь воздаст с лихвой расхитителям за это. И так, что мало никому не покажется.

А после кладбищенских встреч с близкими и родными традиционный перекус в ближайшем кафе с непременным лагманом, душистым чаем, вкусной лепёшкой.

Небольшая прогулка по улицам южной столицы приносит неожиданные встречи с молодыми русскими парнями и девушками. Они как-то необычно громко разговаривают, иногда слышатся и матерные словечки. Присматриваюсь к ним, вроде как и веселье у них, но чувствуется, что по всей видимости оно напускное. В глазах - печаль, тоска. И напоминают они собой скорее нахохлившихся воробушек.

Думается мне, это те, кто сбежал из России от частичной мобилизации. Более трех месяцев уже пребывают на чужбине эти «туристы», живут где-попало, чаще всего в отдалении от больших городов, как бы скрываются. А эти вот шляются по улицам в праздношатании. Пора бы им и возвращаться, но они не могут такое себе позволить, одним словом бздят. Да, что там говорить, это просто потерянные люди и для России и для мира. Пусть кочуют по городам и весям, они уже чужие и там. И здесь!

Но пора возвращаться в Талгар. И тут неожиданно я натыкаюсь на препятствие. Подобных мне не десятки, сотни. В сумерках они мечутся среди запруженных автомобилями улиц, лихорадочно останавливают авто, расспрашивая у водителей путь их движения, перемещаясь всё дальше и дальше. Кому-то и везёт. Чаще всего это молодые девчонки, их даже приглашают подвезти услужливые парни. Я тоже бросаюсь к одному, второму… тридцатому автомобилю. Но всё тщетно. Мне просто сегодня не везёт.

Выход один - вызвать такси, но уже не за тот утренний тариф чуть более сорока рублей, а теперь уже за пятьсот с хвостиком. Ну и ладно, зато уехал из Алматы. И в пути, в разговоре с красноречивым водителем мы вспоминаем и бывший автовокзал «Саяхат», с которого можно было всегда уехать без особых на то препятствий, и искусство приготовления вкусного лагманного теста, и обычаи и нравы людей, населяющих нашу планету.

Не говорим лишь о боевых действиях на Украине. Здесь как-то не принято вслух об этом. Все следят, наблюдает, но молча. Так спокойнее и для себя, и для окружающих.

Но вот и всё, я вновь вернулся в свой родной город. На его улицах, залитых светом ярких фонарей, редко кого уже встретишь, увидишь. Все давно разбрелись по домам, своим и чужим. Талгар засыпает. Спокойной ночи…