
Конечно, это была шутка, розыгрыш, и моя собеседница просто оговорилась, когда мы обсуждали с ней по телефону этот неповторимый в мире сорт вкусных яблок, которые произрастают в отрогах Заилийского Алатау.
Эти почти неземные плоды носят название Апорт. Еще их называют Апорт алма-атинский. А аэропорт тоже как бы здорово звучит, извлеките из него всего три буквы и вы уже читаете совсем иное слово. Ох, уж этот бесподобный русский наш язык.
Мои детские годы как и годы моей собеседницы прошли в Казахстане и потому мы оба помним эти яблоки с их непревзойдённым почти фантастическим цветом, вкусом и запахом. Правда, сорванные с дерева, лежат они не так уж и долго, максимум до Нового года. А потом становятся иными, заставляющими томиться нас в ожидании следующего года, когда можно будет снова их вкушать и наслаждаться.
Долетев до Алматы и добравшись до своего родного Талгара, где, собственно говоря, когда-то и прошли мои детские годы в окружении сплошных апортовых садов, я, признаться, был слегка разочарован. Нет сейчас уже здесь того былого величия этого уникального сорта, который сюда завезли в XIX веке русские переселенцы из Воронежской губернии.
В местных предгорных условиях Апорт и стал тем самым прекрасным плодом и приобрёл иной почти неземной вкус, окраску и даже большую величину. Иные плоды достигали порой до 1000 граммов.
Я совсем не привык в своём далеком детстве их как-то взвешивать. Мы с мальчишками просто шли в сады, срывали их и ели. И уже будучи учениками собирали, потому как в нашей средней школе был свой сад с этими уникальными деревьями.
И мы на уроках труда бежали в приусадебный сад и собирали эти яблоки, заботливо пересыпали их затем стружкой и хранили в подвале школы. До Нового года, когда мы их получали уже в подарках. От них исходил почти неземной запах, а вкус, ну что уж теперь говорить. Это было, действительно, очень давно.
Много ходил я в этот раз по тем заветным местам. Нет уже этих садов, они состарились, исчезли, а вместо их почему-то никто не удосужился посадить новые деревья. Есть, конечно, отдельные сорта апорта у местных жителей, как вот, к примеру, у моих одноклассников, семьи Винокуровых.
Но это исключительно лишь для своего потребления. В лучшем случае меня могут угостить двумя-тремя плодами, но чтобы вот так нагрузить коробку-другую в дорогу, как-то неловко будет их просить расщедриваться.
Поэтому иду на Талгарский рынок в надежде найти те заветные яблоки. Помните как там у Владимира Семеновича Высоцкого пелось:
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Нет, в сады не полезу, да и что в них, если есть такие, можно найти, когда уже снег запорошил горы и улицы самого Талгара.
На рынке меня ожидало само разочарование. Яблоки были, и их выдавали за Апорт, но это были совсем не те плоды, которые я знал по своему далекому детству.
У одной лишь старушки увидел что-то знакомое, но эти яблоки были не сорваны с дерева, а скорее всего просто собраны где-то в траве и потому имели хоть и хороший вид, но совсем не тот, чтобы ими можно было любоваться и думать о чём-то неземном и божественном.
Да и мелкие они были какие-то. Совсем не те огромные и пахучие, что приходилось…. Да, что уж теперь говорить.
Одним словом, купил немного. Но приехав с рынка и показав их приятелям, вынужден был выслушать их оглушающую критику. Да, хоть были эти яблоки из Казстроя, но нет, не тот это замес, и не тот сорт Апорта. Чтобы им можно было сполна наслаждаться и мне, и далёкой моей собеседнице, которая и просила меня об этом.
И опять следуя всё той же песне Высоцкого, могу лишь вспомнить сейчас последние строки его творения, где им было когда-то начертано:
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу - ты меня из рая ждала!
Да, я, действительно побывал в апортовом рае мира – городе Талгар. Когда-то он им таким и был. В той самой далёкой моей советской юности.
Когда каждый из нас вкушал те самые райские яблоки сорта Апорт. Теперь они тоже есть, но уже поменьше, покислее, нет всё совсем иначе.
Я конечно, привёз эти яблоки своей собеседнице. Только вряд ли она им обрадуется. Они ей тоже не смогут никак напомнить её то далекое детство. Когда яблони Апорта были большими, а плоды яркими, пахучими и сладкими.
Эх, сколько уже воды утекло в реке Талгар с той самой далекой поры. Где это всё, куда убежало, исчезло? Как и эти яблоки, АПОРТ. Да. Что уж там и говорить… Остаётся лишь разве сожалеть…