Насколько оправдан лозунг дня - забыть хуацяо, и продать Поднебесной всё что можно

Считайте предлагаемый текст за несвоевременный этюд на популярную тему туризма в России

Мигрант иного рода

Мигранты сегодня стали необходимым элементом нашей жизни. При этом сегодня каждый десятый приехавший в Россию иностранец — гражданин Китая, следует из данных МВД РФ за первое полугодие 2019 года. Отметим, что это был доковидный год. Новые данные будут, вероятно, по итогам нынешнего года.

Пока же китайцы в основном приезжали в Россию на короткий срок, как туристы. Времена хуацяо, бесправных китайцев, работавших в России везде где только можно, а чаще нельзя, давно в прошлом. К февралю 2018 года, по данным беспристрастной системы СПАРК, в нашей стране было зарегистрировано 5867 компаний, среди владельцев которых значились физические и юридические лица из Китая.

И это только часть картины, поскольку «крупный китайский бизнес приходит в нашу страну, как правило, через юрисдикции третьих стран». Больше всего, по оценкам той же СПАРК, юрлиц с китайским участием зарегистрировано в Москве, Приморье, Петербурге и Амурской области. Китайский бизнес представлен в 696 различных видах деятельности.

При этом число фирм, отчитывающихся о доходах, превышающих хотя бы 100 тыс. руб. в год, составляло «гораздо более скромные» 1616. По данным аудиторской компании Ernst & Young, китайцев России привлекает объём внутреннего рынка и природные ресурсы. При этом стоимость трудовых ресурсов, налоговая и законодательная база их не устраивают.

Что там в Забайкалье?

Отдаёт ли Россия свои земли в аренду китайцам? Вопрос плохо освещённый. Все сведения крайне противоречивы. Вот новость ещё от июня 2015 года: yakutia.info. В Забайкалье китайская компания Zoje Resources Investment арендовала земли размером с Гонконг на 49 лет.

Новость от 26 февраля 2018 г., напротив, гласит: interfax.ru - Информация в социальных сетях о том, что в Забайкальском крае отдали китайцам на 49 лет в аренду 115 тысяч га земли, не соответствует действительности, сообщили в понедельник "Интерфаксу" в пресс-службе главы региона.»

Это дезинформация, такой договор не заключался», - сказали в пресс-службе. В Агентстве рассказали, что, мол, губернатор края Константин Ильковский, действительно, вел переговоры с китайской Zoje Resources Investment о реализации совместного проекта, был подписан договор о намерениях. Но и на этом всё.

А вот уже сайт Чита. ру сообщает 22 декабря 2022 г.:

«Осенью 2022 года в Сети появилось несколько публикаций о том, как китайская компания «Жишэнчан» взяла в аренду земли в России рядом с границей — в Краснокаменском районе Забайкалья рядом с Кайластуем. Поля предполагается использовать для выращивания зерновых.

В группах Краснокаменска говорится о недовольстве местных жителей Кайластуйского поселения, а также о том, что долгосрочная аренда земель может стать прикрытием для нелегальной миграции, потому что отследить поток рабочих из Поднебесной будет очень трудно».

Журналисты издания отметили, что речь идёт о земле на пади Бамбакай, которая находится в 8–10 километрах от границы с Китаем и примерно в 4–5 километрах к юго-востоку от промышленной площадки Приаргунского производственного горно-химического объединения ( ППГХО). На этих землях с советских времен складировались радиоактивные отходы. Уставной капитал компании — 10 тысяч рублей.

На всех арендованных землях компания собирается выращивать зерновые культуры. Часть товара останется в России, но планируется и экспорт в Китай. Сообщалось также, что перед арендой земель компания брала образцы почвы, которые показали, что всё в порядке: никакого заражения радиацией нет.

Действительно, на эти земли имелось ППГХО. Согласно источникам «Чита.Ру», ППГХО землю не получило, а получила фирма «Жишэнчан». Журналисту не удалось получить комментарий в пресс-службе ППГХО, однако стало известно, что земли им нужны были для

«обеспечения реализации стратегически важного для развития Забайкальского края и государства в целом проекта по обеспечению обороноспособности государства, а именно инвестиционного проекта «Освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана».

Вот такие, как говорится, пироги. Есть ли у соглашении с китайской фирмой коррупционная составляющая? Что важнее: выращивать зерновые или осваивать месторождения урана? Вопрос на засыпку!

Кто ты, китайский турист?

На сегодняшний день восстановлению туризма из Китая в Россию мешает ряд факторов. Главный из них — в том, что до сих пор не возобновлено действие соглашения о безвизовых турпоездках: из-за пандемии соглашение о безвизе было приостановлено в январе 2021 года. Есть и другие препятствия.

Из-за санкций в РФ не работают международные банковские карты систем Visa и MasterCard, а пластик китайской системы Union Pay принимают не везде и работает он не всегда. И вообще, как считают эксперты, нашему бизнесу пора избавиться от завышенных ожиданий относительно китайского туризма.

Причина в том, что туристы из КНР пользуются услугами собственных туроператоров, гидов и иных партнёров. Российские компании в цепочке почти не участвуют. Самая страшная правда: поток китайских туристов, пришедший в Россию в доковидный период обогатил прежде всего китайский бизнес.

Основная прибавочная стоимость остаётся в его руках, а Россия зарабатывает лишь «на билетах и шоколадках». Расходы на транспорт, гостиницу, питание в формате «шведский стол» и услуги китайского гида оплачиваются ещё на территории Китая в китайской турфирме.

Место российской турфирмы в данной схеме очень скромное. Фактически она нужна лишь для того, чтобы выслать бланк приглашения для китайской группы. То есть, практически все деньги за тур китайский турист оставляет на родине и едет в Россию с небольшой суммой на «карманные расходы».

По информации Ассоциации туроператоров России, лишь 50% организованных туристов из Китая обслуживаются в России легально, остальные — давно под крылом «серых» китайских компаний. Другие исследователи уверяют, что легально в РФ обслуживается не более 20% китайских туристов.

Гиды у них тоже китайцы, чаще - нелегалы из числа иностранцев, которые действуют от имени отдельных недобросовестных китайских туроператоров. Но, скажут некоторые, уж ездят и летают китайцы на наших поездах и самолетах?!

А значит, денежки РЖД и «Аэрофлот» получают. Но здесь есть нюансы. Правда в том, что чаще всего в Россию китайцы попадают чартерными рейсами китайских авиалиний, а по городу, будь то Москва или Петербург, перемещаются на автобусах, принадлежащих местным китайским бизнесменам.

Все эти кафе и магазины представляют достаточно узкий сегмент рынка, заточенный под китайцев. И за ним стоит либо китайский капитал и китайские управленцы, либо та тонкая прослойка российского бизнеса, которая работала с ними в тесной связке. Кстати, китайские гиды водят группы в китайские столовые, учредители которых тоже китайцы. Даже сувенирные магазины, куда обычно ходят китайские туристы, тоже принадлежат китайскому бизнесу.

И что в итоге?

Развитие Дальнего Востока — это российская проблема, не китайская. Китайцы знают, для чего им нужен российский Дальний Восток. Им необходимы: мирная граница — раз, сырьевые ресурсы Дальнего Востока — два, транспортная артерия — три. Прежде всего, юга Дальнего Востока.

Так что, вряд ли стоит так уж на Китай надеяться. Никто нам не поможет, кроме самих себя. Мы можем умело использовать интересы Китая, потенциал Китая, и учиться у него использовать этот потенциал. Тут надо просто ответить на вопрос: "Зачем нам нужен Китай?"

Особо хочется подчеркнуть, что обмен сырья на готовую продукцию – это не вариант. Нам нужен абсолютно иной подход, иной уровень наших взаимоотношений. И не стоит ожидать, что Китай чем-то будет жертвовать ради России. У него свои национальные интересы и государственный национализм.

Для китайца Китай — превыше всего: китайская идея, китайская мечта, возрождение великой китайской нации. А что мы можем этому противопоставить? Пока, увы, ничего! У нас пока нет ни национальной идеологии, ни национальной задачи, ни своей картины будущего. Единственно, что можно отметить: Китай сейчас укрепляет свои позиции как глобальная держава. И здесь для него важна поддержка России. Тут у нас видение мира приблизительно одинаковое с Китаем. Вот и всё.