Быть на премьере и не промолчать. Вместо рецензии.

Говорят, что «Дядюшкин сон» сегодня ставят сразу несколько театров. Не проверял, и не особо стремлюсь, но такое уже было несколько сезонов назад, когда все как-то дружно взялись за великое грибоедовское «Горе от ума». С тех пор выяснилось, что настоящего-то горя мы тогда и не знали, а вот прибавилось ли нам с того доброго времени ума — это ещё вопрос.

И ведь теперь на кону "Дядюшкин сон" - даже не пьеса, за славой Островского и Гоголя Достоевский не охотился. Но то, что переложение в пьесу поставили именно в драматическом театре имени великого русского писателя, похоже, не случайность. Эта сцена, из многолетнего полузабытья при блестящем актёрском составе, сегодня явно вырвалась в число лидеров. И уже не одного театрального сезона, когда помогали больше скандалы и шумиха с реконструкциями и презентациями, ошибками в бухгалтерии, превращением в Гоголь-центр и обратно. Настало время играть — играть классику, если не театральную, то литературную.

На этот спектакль, конкретно — на премьеру шли без какого бы то ни было предубеждения. Опыт театралов, не завзятых, но всё же, убеждал - ставить классику в России не разучились. Да и театральная Москва, не обходясь без экспериментов, а порой и эпатажа с провокациями, Достоевского старается беречь. За последнее — отдельное спасибо авторам пьес, в которые превращаются романы и повести великого писателя. Хотя, быть может, в том, чтобы его берегли от чего-то и от кого-то, Фёдор Михайлович вовсе не нуждается.

Кому ещё, до слов об актёрах, стоит сказать спасибо, так это продюсерам во главе с Александром Самойленко, больше знакомом нам, как яркий актёр. Режиссёру Александру Марину и художественному руководителю театра Антону Яковлеву. Ну и, конечно, всему театрально-киношному бомонду. Коллеги по сцене, и те, кто со сценой навеки связан, на зависть дружно поддержали храбрых гоголевцев. Ведь на кого замахнулись-то! А вообще-то, несмотря на то, что Достоевского принято считать сложным автором, ему везло на театральные постановки и кинорежиссёров.

По крайней мере, в России, да и сейчас, похоже, везёт. Три его классических романа — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот» экранизировали не по одному разу. И это, несмотря на то, что уже самые первые версии, звуковые и цветные, были признаны чем-тот вроде хрестоматии кино. И «Дядюшкин сон», настоящая трагедия, которую без финала можно было бы и вовсе принять за анекдот, провинциальный, с лёгким перебором нравоучительности, тоже имеет свою киноверсию. Со смехом сквозь горькие слёзы, с великими Лидией Смирновой и Сергеем Мартинсоном в главных ролях.

Сменившие их сегодня на гоголевской сцене Алёна Яковлева и Александр Семчев прославленным предшественникам ничуть не уступают. Они же, по прекрасной театральной традиции, тянут за собой более молодых партнёров, которые не стесняются выглядеть порой наивными и не боятся ни пафоса, иногда просто необходимого, ни буффонады.

По нынешним временам спектакль на редкость продолжительный — в программе заявлены 2 часа и 50 минут, а на самом деле действо чарует зрителей больше трёх часов. И что уж совершенно точно — это то, что никому бы в зрительном зале не удалось уснуть вместе с героями Достоевского. Да, как и в названии его повести, так и в спектакле главное слово, разумеется — это «Сон». Не тот, что даёт нам право на отдых, а тот, в который регулярно пытается погрузиться наш с Вами мир. Сон разума.