
Астрид Анна Эмилия Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в городке Виммербю шведской провинции Смолланд, в крестьянской семье.
Начала сочинять и записывать истории ещё в школе.
К 1924 году 17-летняя Астрид – представительница молодёжи, бунтующей против патриархального уклада. У неё короткая стрижка, она носит мужские костюмы, несмотря на всеобщее осуждение.
Поступает стажёром в местную газету «Виммербю тиднинг», пишет небольшие репортажи. У Астрид случился роман с владельцем газеты Р. Блумбергом, женатым человеком намного старше её. В 1926 году у неё родился сын Ларс. Ребёнок, рождённый вне брака – ужасный скандал. Поэтому маленький Ларс жил в приёмной семье в Дании, Астрид часто навещала сына. Этот период жизни надолго запомнился несчастной матери.
С 1929 года Астрид поступила на работу секретарём Королевского общества автомобилистов в Стокгольме. Через два года вышла замуж за Стуре Линдгрена, своего руководителя. Сына они забрали в семью. Астрид часто рассказывала сыну истории. Те, которые казались ей удачными, она записывала. Некоторые рассказы были опубликованы в газетах и журналах.
В 1934 году у Линдгренов родилась дочка Карин. Семилетняя девочка переболела воспалением лёгких. Мама развлекала больную дочь, придумывая истории о необычной девочке. Имя героине придумала дочь – Пеппи Длинныйчулок. Через несколько лет Астрид записала эти истории.
Когда в 1944 году Астрид предложила повесть «Пеппи Длинныйчулок» издательству «Бонниер», ей отказали. Позднее владелец издательства жалел о принятом решении. Но слишком уж – неправдоподобно – свободной показалась ему героиня. Вседозволенность, царившая вокруг Пеппи, раздвигала все рамки, все условности.
Однако начинающей писательнице удалось выиграть конкурс другого издательства – «Рабен и Шёгрен», с маленькой повестью «Бритт Мари изливает душу» (Линдгрен получила вторую премию в 1200 крон). Через год это издательство опубликовало «Пеппи» (в несколько сокращённом автором варианте – где героиня выглядела и действовала менее вызывающе). Книга имела невероятный успех. (Полный авторский вариант повести про Пеппи был впервые опубликован в 2007 году).
В 1946 году Астрид пригласили на должность редактора в издательство «Рабен и Шёгрен», где она проработала до 1970 года, вплоть до выхода на пенсию. Все её книги выходили в этом издательстве (и выходят до сих пор).
В 50-е–60-е годы были написаны самые известные книги А. Линдгрен: «Мио, мой Мио» (1954), трилогия о Карлсоне («Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955), «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1962) и «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Мадикен» (1960), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «На острове Сальткрока» (1964).
В Америке и Европе книги Астрид Линдгрен переводились и публиковались вскоре после выхода оригинала. Некоторые из них подвергались критике и цензуре, больше всего «Пеппи» и «Эмиль из Лённеберги».
Что касается Карлсона и его приключений, то в России – это одна из самых известных детских книг. Карлсон чрезвычайно популярен именно в России благодаря прекрасным переводам Лилианы Лунгиной, хотя и весьма далёким от оригинала. Был и второй перевод, Людмилы Брауде, сделанный в 1997 году, более близкий к первоисточнику, но любви читателей он не снискал.
Ещё одна удивительная книга А. Линдгрен – «Приключения Эмиля из Лённеберги». Эмиль – один из самых любимых героев Линдгрен. Прототип Эмиля – старший брат Астрид, Гуннар, который, когда повзрослел, действительно стал «председателем сельской управы», влиятельным политиком.
Семья Эмиля живёт на хуторе Катхульт в округе Смоланд (здесь выросла сама Астрид). Эмиль – неутомимый выдумщик и проказник, в своих проделках он никогда не повторяется. Его мама записывает все его «подвиги» в тетрадь, на память.
Удивительная атмосфера царит в этой книге – полное ярких вспышек детство героя на природе, в окружении семьи. Эмиль хулиганит, валяет дурака, фантазирует и всегда находит неожиданные варианты решения проблем (которые, впрочем, совсем не нравятся взрослым, особенно папе). Но когда в семье происходит серьёзное несчастье – работник Альфред (большой друг Эмиля) серьёзно заболел, а на улице бушует метель, и в город не доехать – Эмиль в одиночку совершает невозможное: доставляет Альфреда к доктору.
«Рони дочь разбойника» – замечательная сказочная повесть А. Линдгрен. Рони – единственная дочь Матиаса, атамана лесных разбойников. Шайка Матиаса живёт в старом замке в глухом лесу. Однажды Рони, бродя в одиночестве по лесу, встречается с Бирком, сыном Борки, атамана другой разбойничьей шайки, непримиримо враждующей с Матиасом. К тому же выясняется, что шайка Борки тайком поселилась в другой части замка Матиаса. Дети заклятых врагов Рони и Бирк проходят путь от вражды до взаимной симпатии, решают стать братом и сестрой. Преданная дружба детей вызывает гнев обоих родителей… Здесь у Линдгрен наряду с людьми действуют фантастические существа – «злобные друды, серые гномы и лохматые тюхи»…
Одна из главных заслуг Астрид Линдгрен в развитии детской литературы Европы в том, что она видела и отображала мир с позиции детей. Это было новшеством – считаться с желаниями и ожиданиями детей и подростков, не читать мораль, не поучать с позиции опытного взрослого.
Книги Линдгрен изменили отношение к произведениям для детей – как в Швеции, так и в Европе в целом. Стало понятно, что к этому жанру литературы нужно относиться не менее серьёзно, чем к книгам для взрослых.
Во многом благодаря усилиям Линдгрен в 1979 году в Швеции приняли закон, запрещающий телесные наказания детей.
В 1958 году она получила премию имени Ханса Кристиана Андерсена, самую престижную в мире детской литературы. Когда в 2002 году писательница ушла из жизни, правительство Швеции учредило премию Линдгрен «За заслуги в области детского чтения», с большим премиальным фондом – 5 млн. крон (около 500 тыс. евро).
Астрид Линдгрен – автор 41 книги для малышей и 34 книг для школьников. Они переведены почти на сто языков, а их суммарный тираж превышает 150 миллионов экземпляров.
Когда Линдгрен спрашивали, какой должна быть детская книга, она неизменно отвечала: «Она должна быть хорошей…».
И ещё одно размышление А. Линдгрен, которым хочется поделиться: «Я хочу попытаться больше не бояться... настоящее несчастье – страх перед всем и вся. Поэтому пусть жизнь приносит то, что приносит, а мне хватит сил принять то, что она принесет».
Юлия Великанова