Он занимает исключительное место среди защитников Родины по искреннему народному почитанию - полководец, фельдмаршал, генералиссимус.

Александр Васильевич Суворов родился 24 ноября 1730 года в семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. С детства он был болезненным ребенком, что вызывало у отца опасения, сможет ли он принести пользу в деле служения Отечеству. Однако в слабом теле уже с самого раннего детства начал проявлять сильный дух. Так, как Суворов потом будет муштровать своих подчиненных, он с детства муштровал самого себя. В любую погоду, легко одетый, он часами предавался скачкам по полям и лугам, купался в ледяной воде, спал по несколько часов в сутки, питался грубой и простой пищей. Удивительно, но желание быть солдатом, посвятить себя военной службе было у мальчика столь велико, что, когда отец говорил ему, что отдаст его на службу статскую, то он отвечал: «что лучше умрет, а не откажется от солдатской доли».

Обычно дворянские дети поступали в полк уже в офицерском звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться сложившейся практикой и пойти по обычному пути. Однако всё в жизни этого человека было необычным. Он хотел быть именно рядовым и испытать на собственном опыте все трудности солдатской службы и подниматься по служебной лестнице не по протекциям, а по собственным заслугам.

Девять лет он прослужил в Семеновском полку в солдатском звании, что стало для него настоящей школой жизни. Умение понимать солдат, любить их, говорить на их языке - эти качества впоследствии и предопределили все военные победы полководца Суворова. Солдатская наука давалась ему легко, и он быстро продвигался по служебной лестнице.

«Победа - враг войны» - один из самых сильных афоризмов Суворова. Верный путь к победе этот великий военный педагог усматривал в правильном воспитании и обучении войск, что делает возможным достижение суворовского идеала воина-победоносца - носителя высшего государственного интереса, защитника чести русского имени, так как от личных качеств воина зачастую зависит не только исход сражения, но и само существование государств.

Великий полководец разработал особую военно-педагогическую систему, нацеленную на практическое обучение военному делу с одновременным развитием в солдатах доблестных чувств, лучших боевых и нравственных качеств: дисциплинированности, исполнительности, смелости, самообладания, энергии, упорства, человеколюбия, что приводило к уверенности в победе, - качеств, которые помогают нравственно и физически одолеть врага на поле боя.

Александр Васильевич Суворов воспитывал в офицерах любовь к властям и Отечеству, учил держаться правды в самых сложных ситуациях, помогал своим подчиненным служить не за страх, а за совесть. Он постоянно экзаменовал солдат, задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа, благодаря чему отрабатывалась быстрота мышления, необходимая как в бою, так и в повседневной жизни.

Неудивительно, что суворовские принципы ведения войны были тесно соединены с христианским человеколюбием. Стремление к совершенной победе над неприятелем полководец связывал, прежде всего, с необходимостью довести до полного завершения уже начавшуюся войну, действенно умиротворить упорно сражающегося противника и тем самым избежать дополнительных жертв.

Говоря словами Суворова: "Всякое продолжение войны, особливо победы, просвещают побежденных". При этом полководец настаивал, что "победителю прилично великодушие". Ради достижения мира победитель должен не только сокрушить военную мощь неприятеля, но и «в поражениях сдающимся в полон давать пощаду», не меньше оружия «поражать противника человеколюбием», и во имя скорейшего умиротворения предать забвению все те удары, которые враг ранее наносил. Великий маршал говорил об этом так: "Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение..."

Александр Васильевич считал, что в мирное время по отношению к человеку нельзя проявлять никакого насилия, но на войне ради восстановления мира нужно действовать быстро и решительно.

Поражая неприятеля на поле брани, фельдмаршал Суворов великодушно обращался с пленными и нередко под честное слово, что они не будут более участвовать в войне, отпускал на свободу, выдавая охранные грамоты за своей подписью. Таковы были его принципы: "В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко, тотчас на месте. ... Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. ... С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства".

К примеру, в октябре 1794 года суворовские войска подошли к Варшаве и предложили ей почетную капитуляцию. Повстанцы отказались, а после того, как полководец штурмом овладел предместьем Варшавы - Прагой, бежали из города, бросив его на произвол судьбы. А судьба предстояла трагическая, так как, по сложившемуся европейскому обычаю того времени, город, отказавшийся от капитуляции и взятый штурмом, отдавался на разграбление войскам. Великий маршал пожалел Варшаву и не допустил разграбления, за что благодарные жители подарили полководцу золотую табакерку.

Между тем, вся жизнь Суворова была наполнена юродством. Например, когда императрица Екатерина II спросила полководца, не хочет ли он остаться в Петербурге при дворе, он весь съежился, сморщился и начал безудержно громогласно чихать, приговаривая: «Прости, будь милостива, матушка царица, никак не могу! Льстивка, лживка, лукавка! Воняет... душно... апхчи!». В другой раз, приехав на прием к императрице, он сначала сделал три земных поклона перед иконой Божией Матери, а потом только подошел к Государыне. Екатерина II после этого приема подарила Александру Васильевичу соболью шубу, крытую зеленым бархатом. Спустя короткое время, он передарил эту шубу простому моряку. Если же к Суворову подопечные офицеры являлись щеголями, то он начинал при их появлении кричать что-то невразумительное, делал вид, что очень испугался, уползал в угол или прятался под стол и просил, чтобы как можно скорее убрали от него это «приведение».

К простым солдатам он проявлял любовь и заботу, называя их «чудо-богатырями» и они чувствуя отцовскую любовь отвечали своему фельдмаршалу беззаветной преданностью, выполняя его приказы совершали героические подвиги.

«Наука побеждать» - так была названа книга великого полководца. И свидетельством того, как он сам и его солдаты овладели этой наукой, стало взятие крепости Измаил и знаменитый переход через Альпы. Перед штурмом Измаила полководец объезжал полки, беседовал с солдатами, и отдавал распоряжение: «Сегодня молиться, завтра - поститься, послезавтра - победа или смерть».

Штурм Измаила был торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. И прав был Александр Васильевич, когда говорил, что победу в таких битвах одерживает, прежде всего, сила духа, бесстрашие русских воинов. Главным доказательством этого служит то, что последнюю свою знаменитую Италийскую кампанию - переход через Альпы в 1799 году - Суворов совершил уже в семидесятилетнем возрасте. Много раз, будучи раненым, он с тяжелейшими ранениями не покидал поля боя.

В воспоминаниях о военных успехах Великого маршала неоднократно встречается слово «прозорливость». Очевидцы, участвовавшие вместе с ним в различных походах, с удивлением свидетельствовали, что полководец как будто бы заранее знал, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в том, что Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших подробностей - так было с Кутузовым, с Денисом Давыдовым. Все мемуаристы единодушно признавали, что Суворов «совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего» и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах. Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда и усердная молитва, сказывались в подъеме духа армии, в ее мужестве и героизме. Александр Васильевич был тверд в своей вере в Бога и в этом заключается источник его гениальности как полководца, который не проиграл ни одного сражения.

19 мая 1800 г. Александр Васильевич Суворов скончался. Граф Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, кавалер многочисленных орденов и наград был похоронен в Александро-Невской лавре в г. Петербурге. На его надгробии написаны простые и скромные слова: «Здесь лежит Суворов».

Михаил Носко, протоиерей