Чтобы понять и оценить прекрасное настоящее и предвидеть будущее, надо знать и изучать прошлое.

(Продолжение. Начало см. в Сводке+ за 18, 20 ноября с.г.).

РОД СПИРИДОВЫХ НА ЯРОСЛАВЩИНЕ

Древний род Спиридовых не очень знатный, но известен со времён Ивана Грозного. В XVI – XVII веках – Спиридовы – крупные военачальники, воеводы в подмосковных городах – Дмитрове, Переславле-Залесском, Ростове. В 1694-1697 гг. Никон Алексеевич Спиридов был воеводой в г. Дмитрове.

При Петре I по его призыву Спиридовы пошли служить во флот и на долгие годы соединили свою судьбу с морем и морской службой. Со времён Петра I несколько выдвигается Андрей Алексеевич Спиридов, хорошо знавший Петра Алексеевича, так как встречался с ним ещё в молодые годы государя на Плещеевом озере.

Андрей Алексеевич Спиридов, дослужив до чина майора, занимал не самую высокую должность коменданта в Выборге. Три сына его находились на военной службе. Родовое имение Спиридовка, находилось недалеко от села Нагорье.

Василий (1707-1720) с 10 лет пошёл служить во флот, учился в Морской Академии, ходил на кораблях Котлинской эскадры и погиб в 1720 году на Балтике.

Младший Алексей (1714-1782), избрав службу в армии, имел чин генерал - поручика, /в должности генерал – кригс - комиссара/ ведал всем вещевым и денежным снабжением русской армии.

Средний Григорий начал службу во флоте с 10 лет. В 1723 году, и отдал этому делу пятьдесят лет жизни. Он плавал на морях Каспийском, Азовском, Балтийском, Белом.

В 1735-1739 годах Г. А. Спиридов, как адъютант адмирала Бредаля – начальника Азовской флотилии участвует в крупных военных операциях русско-турецкой войны.

В боевых делах Г.А. Спиридов показал себя храбрым и знающим офицером. Отличился Григорий Андреевич и в Семилетней войне с Германией, участвуя в 1760 году в осаде приморской прусской крепости Кольберг. Он командовал тогда флагманским кораблём «Дмитрий Ростовский». В следующем 1761 году Спиридов руководит высадкой десанта «морского войска». Оценку его деятельности дали государственные деятели : адмирал Мордвинов и полководец граф Румянцев. Мордвинов в донесении императрице писал: «Неоднократно о храбрых поступках флота капитана Спиридова слышал в чём и данный ему, Спиридову, от графа Румянцева аттестат засвидетельствует».

После войны Спиридов в чине вице - адмирала служит начальником Ревельского, а затем Кронштадтского порта. Он был тогда самым выдающимся человеком в русском флоте.

Богатый организационный и практический опыт, блестящее знание северных и южных морей, боевая слава, - всё это выгодно выделяло его из окружающей среды.

Спиридов, прошедший длительную боевую службу во флоте, хорошо знал душу, думы и настроения русского матроса. Строгий и взыскательный по службе, он в то же время был отзывчивым человеком, любил песни и пляски матросов, повседневно заботился о них. В свою очередь и матросы платили ему признательностью и любовью:

«Не цветами сине море покрывалося.

Не лазоревыми Средиземное, украшалося –

Белыми полотняными парусами,

Разными Российскими флагами.

Не ясен сокол по поднебесью летает –

Спиридов – адмирал по кораблику гуляет.

Он российских матросов утешает…»

Утешает он их тем, что

«не все мы на синем море погибнем»,

Воротимся на Русь с победою,

Увидимся с отцами - матерями,

Со братьями и сёстрами,

Со молодыми своими жёнами,

Со милыми детьми со родными».

Что-то не помнится другой песни, чтобы матросов в пору каторжной службы на парусной эскадре утешал сам адмирал, и что после слов его «матросы печаль забывают». Крепко, видно, любили адмирала, если песню сложили и донесли до нашего времени!

Когда началась война с Турцией, и русская эскадра была направлена в Архипелаг, её вёл 56-летний адмирал Г. А. Спиридов – испытанный, боевой, авторитетный полководец. Перед началом похода он получил чин полного адмирала. В трудных условиях эскадра провела своё плавание: она прошла Балтийское и Северное моря, миновала Англию, обогнула берега Франции, Испании, прошла через Гибралтар и вошла в Средиземное море, где и приступила к выполнению боевых задач.

Русский флот, начавший свои действия в Средиземном море блистательной Чесменской победой, успешно продолжал свои операции. Спиридов выполняет не только военные, но и большие политические задачи.

Он устанавливает тесные связи со славянским населением, с греками, поддерживает их борьбу против турок. Спиридов показал себя не только отличным военным начальником, но и выдающимся дипломатом. За пять лет пребывания в Архипелаге русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова одержала много новых побед: захватила крупнейший город в Сирии – Бейрут, участвовала в осаде Яффы, совершала смелые налёты к устью Нила, где уничтожала турецкие суда.

В итоге этой войны, 10 июля 1774 года на южном берегу Дуная, в местечке Кучук –Кайнарджи был подписан мирный договор. Согласно этому договору, русские торговые суда, в частности, получили право плавания в Чёрном море и свободного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземном море.

Что же случилось с командующими А.Г. Орловым и Г.А. Спиридовым? Императрица явно симпатизировала графу Орлову. Она считала, что благодаря мужеству и коварству Орлова, стала императрицей. Орлов получил звание генерал-аншефа, титул «Чесменский» и Чесменский дворец в Петербурге. Щедро! Что же осталось Спиридову?

Продолжение следует