Нет претензий? Есть претензии!
Перечислять претензии, которые можно было бы предъявить главному кредитному учреждению страны, не так сложно. К тому же надо признать, что в Совбезе умело подошли к теме, сумев обойти все преграды, которые созданы вокруг ЦБ РФ, благодаря чуть ли конституционно закреплённой за ним независимости. Не потому ли в программе анализа достижений ЦБ немало нового, хотя и не удивительного для профессионалов.
Да, Совбез не проверяет, там пока только проводят масштабный анализ деятельности Центробанка в 2023 году. В рамках компетенции СБ – по поводу того, насколько работа ЦБ РФ отвечает, точнее – соответствует, интересам национальной безопасности. Ни для кого не секрет, что вся финансовая мощь коллективного Запад с началом СВО чётко переориентировалась на поддержку Украины. Удары санкциями едва ли не первым делом посыпались на финансовый сектор российской экономики.
Дело дошло до отключения РФ от системы международных платежей SWIFT. До нас от неё отключали только КНДР и Иран, но им в положении почти полной изоляции, это было не так страшно. Россия вовремя подстраховалась национальной системой «МИР» и стойко выдержала даже удар по Сберу. Всерьёз не трогали только тех, кто так или иначе завязан, а главное – нужен самому же Западу. Противоречия между национальными интересами России и требованиями МВФ, обострились до высшей степени.
Вливая миллиарды долларов и евро в поддержку экономики Украины и ВСУ, нас буквально толкают то ли на выход, то ли на смену статуса в этой организации. Несмотря на это, связи Банка России с МВФ, а ещё и с американским ФРС становятся, по всей видимости, ещё более плотными под маркой необходимости бороться за разблокирование российских резервов.
Меньше лирики
По всем вышеуказанным обстоятельствам предъявить претензии руководству ЦБ РФ совсем непросто. В первую очередь в силу его независимости, но отнюдь не случайно председатель ЦБ РФ нередко говорит на пресс-конференциях, что всё это лирика, давайте о цифрах и фактах.
Но на сегодня и цифры уже далеко не в пользу ЦБ РФ, хотя его нынешнему положению позавидовать трудно. Конечно же, в силу немыслимых расходов на СВО, к которым там – в ЦБ РФ, руку приложить не могут, от слова никак. И это несмотря на то, что уже по просочившимся из СБ сведениями, можно сделать вывод, что действия ЦБ носят системный и комплексный характер.
Хорошо ещё, что не преступный, а то потом судиться с банкирами сотрудники из СБ замучаются. Тем не менее следствием работы именно ЦБ РФ может стать разбалансированный бюджет. И всё только из-за «фактических и цифровых» обстоятельств. Эксперты уже охарактеризовали их – это и недостоверные данных о валютных доходах, и подрыв финансовой базы стратегического планирования и национальных проектов по причине их удорожания.
Далее не менее страшно – потеря стабильности и предсказуемости в осуществлении параллельного импорта и в целом импортозамещения. Об этом и вовсе отдельная речь, так как закупки за рубежом не могут быть достоверно просчитаны, из-за чего сама идея замещения импорта уже стала притчей во языцех.
О людях из ЦБ РФ уже не раз и написано, и сказано, причём даже в почти официальных источниках, что они «сознательно ангажированы», у них «сомнительный уровень профессионализма». Но «странная», мягко говоря, отчётность ЦБ может быть объяснена также и иными причинами.
Кроме всего прочего, связями его руководства с теми, кто был и будет за «свободное перемещение валюты». Есть у ЦБ, независимого, как помните, и обязательства перед МВФ, согласно которым регулятор обязан придерживаться стандартов фонда, осуществляя денежно-кредитную политику и поддерживая валютную стабильность.
Кто из больших людей в Совбезе первым об этом скажет, думаю, пояснять не надо – заместитель председателя СБ Дмитрий Медведев на такую роль вполне подходит, тем более, что отношения с руководством наших финансовых ведомств тёплыми у него никогда не были.
Цифры на бочку
Теперь можно и по пунктам, которые сегодня проверяются сотрудниками Совбеза. Причиной необходимости глубокого анализа стали «грубые провалы в отчётности, некомпетентность и слабая обоснованность принимаемых решений, а также большое количество ошибок и недостоверных данных в прогнозах и направлениях Денежно-кредитной политики».
Есть уже и вполне конкретные цифры – так, в параметрах валютного баланса за 2023 год сразу 9,9 млрд долларов (почти триллион рублей или 3 % доходов федерального бюджета) уверенно занесены в графе «ошибки и пропуски».
В отчётах Центробанка уточнения, куда же пропали такие суммы, пока не найдено. На дворе – цифровой век, который уже сравнивают с концлагерем, из которого почти 10 миллиардов просто сбежали.
В дополнение к потерянным, скорее всего, уже навсегда, 300 млрд из резервов – что-то вроде вишенки на торте.
Виноват ли в таких «потерях», «ошибках и пропусках» отток капиталов, право на который последовательно отстаивает ЦБ РФ, понять непросто. Очевидно, не только, нужна же ещё какая-то помощь от контролёров или знаменитых «валютных комиссаров».
Банк России показал за 2023 год 20 % профицита платежного баланса, но денег на счетах, судя по всё той же отчётности, попросту нет. Или это тоже 59 бортов, улетевших в неизвестном направлении? Никак не бьются ещё и данные о движении валюты, где октябрьские 4,4 млрд долларов не менее уверенно записаны в фиктивные или в приписки. Это из общей суммы экспортных поступлений в октябре 37,2 млрд долларов.
Дальше – мелочи, вроде 1,3 млрд не поступивших поступлений от зарубежной недвижимости или снижения положительного баланса торгового сальдо с 14,3 млрд до 9,4 млрд долларов. Профицит торгового баланса в результате тоже упал – с 11,2 млрд до 4,9 млрд долларов.
О таких неучитываемых вещах, как манипуляции с ключевой ставкой в пользу банкиров и ангажированных экспортёров, в Совбезе могут даже не спросить. Хотя спросить, почему ставку повышали и держат при инфляции вдвое, а то и втрое ниже неё, всё-таки могут.
Никто не хотел проверять?
В завершение остаётся напомнить, что Банк России под руководством Виктора Геращенко и Татьяны Парамоновой не требовал для себя каких-то особых условий. Не претендовал ЦБ РФ и на особую независимость, а значит – почти полную безотчётность.
Главный банк страны не раз проверяли и думцы, и Счётная палата. Когда случился дефолт, ЦБ пришлось отчитываться за операции с долларами и марками даже перед скромной, вообще-то, службой ВЭК – валютно-экспортного контроля.
Впрочем, последнюю благополучно отправили в утиль из-за её слишком широких, на взгляд руководства финансовых ведомств и большого бизнеса, полномочий. После чего долгие годы из Центробанка лоббировали независимость, которую банк при Эльвире Набиуллиной наконец и получил.
Ни о чём подобном ни один заграничный банк (даже американская Федеральная резервная система) не мог и мечтать. Ежегодный аудит со стороны западных компаний из «большой четвёрки» – не в счёт, с ними-то наши главные банкиры всегда умели договориться.
Теперь желание очередного и самого запомнившегося председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина зайти в ЦБ РФ с проверкой натолкнулось на жёсткий отпор. Проверить удавалось только косвенные показатели, хотя и они оказывались сенсациями со знаком минус.
К примеру, выяснилось, что от вложения российских резервов, давно уже немалых, в американские ценные бумаги и просто в доллары и евро, дохода стране, что называется, кот наплакал. Ну а в кризисном 2008 году вообще едва удалось спасти почти треть наших резервных средств, вложенных в операции лопнувших агентств Fannie Mae и Freddie Mac, ради прибылей, разумеется.
В 2022 году заодно с арестом российских резервов недружественные страны обрушили и курс рубля. Потребовалось прямое указание с самого верха, чтобы вернуть курс на приемлемые отметки, и это был первый звонок в адрес руководства ЦБ РФ.
Был ли он услышан, есть большие сомнения, особенно с учётом игр со ставками, субсидированием под СВО и инфляцией. А так как рублю было позволено упасть снова, и снова наверху пришлось идти на ручное управление, стало понятно, что разбор полётов ЦБ РФ, а заодно с ним и Минфина – не за горами.