Когда якобы российски е технологии созданы и работают не на Россию

Надо ли объяснять, что вопрос из заголовка, с которого мы решили начать, далеко не праздный. Как и следующие:

– Насколько вообще с информационной точки зрения защищены наши границы в условиях СВО?

– Кто и, что не менее важно, где сегодня пишет коды для российских погранвойск?

– Враг точно не сможет вскрыть компьютеры наших пограничников?

– Кто и как обеспечивает защиту информационных сетей пограничников и таможенников?

Сам себе не режиссёр

Идёт уже третий год СВО. Россия медленно, но верно очищается от политического, экономического и культурного шлака. Страна очнулась от западного гипноза и всеми силами старается созидать везде, где только можно, своё, отечественное.

Дроны, танки, корабли, системы залпового огня и много чего ещё мы начали делать целиком у себя, осознав, что с введением санкций никто, кроме нас самих, нам не поможет. А что с программным продуктом? Насколько мы избавились от чуждого влияния и защищены ли от цифровых угроз?

Ведь ни для кого не секрет, что СВО серьёзно затронуло IT-сферу. Информационному давлению подвергаются как отдельно взятые граждане России и Беларуси, так и организации. Причём отнюдь не всегда в этих случаях речь идёт о воздействии со стороны украинских граждан.

Так, заниматься распространением вредоносного ПО или вносить правки в код могут и радикально настроенные жители других стран, действующие в интересах Украины. За банальным разводом на деньги, следует вымогательство в слабо защищённой среде – пенсионеров и подростков, с целью поджогов военкоматов, объектов инфраструктуры и пр.

С начала СВО участились скандальные случаи в сообществе СПО (свободного программного обеспечения), когда недоброжелательно настроенные программисты, совсем необязательно украинцы, вшивали в код библиотек различные вредоносные цепочки, нацеленные на российских и белорусских пользователей.

Именно так, например, шифровались файлы на диске после установки или диск забивался текстовыми файлами, в которых содержалась резко негативная критика СВО. Но помимо критики, враждебные разработчики вносят закладки откровенно саботажные и диверсионные, а также и совсем экстремистские…

На чьём замке граница?

Погранвойска и ФСБ стоят на страже рубежей Родины. А чьим же программным обеспечением они пользуются? Белорусская компания «Regula» уже больше 30 лет продаёт софт и оборудование для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг.

Её продуктами пользуются и сотрудники пограничных и таможенных служб, банков, авиакомпаний, страховых компаний из более чем 150 стран мира, включая Россию. Казалось бы, хороший послужной список, международная репутация и пр. Но есть нюанс: «Regula» ведёт бизнес на Украине и даже имеет там центр разработки.

То есть, как видим, защиту наших рубежей обеспечивают в том числе и украинские программисты. Вот интересно, как долго бы на Украине проработала российская компания – разработчик программного продукта? Причём в погранвойсках не просто откровенно враждебной, а ведущей боевые действия страны.

«Regula» не слишком уж тщательно шифруется, компания имеет белорусские корни, но для всего мира представляется компанией из Латвии. Причём в Даугавпилсе она является одним из крупнейших бизнесов. Если зайти на их англоязычный сайт, то там упоминаются её офисы в Латвии, США, Польше, Германии, Нидерландах, Бразилии (regulaforensics.com).

Неудивительно, что белорусский офис указывается только на белорусском сайте (regula.by). На англоязычном сайте нет ни одного упоминания о связи компании с Беларусью.

А корни где?

В соцсетях «Regula» везде в качестве местоположения указывает «Даугавпилс, Латвия». Причём в некоторых постах прямо указывается, что Латвия – родная страна «Регулы». В Латвии компания принимает гостей самого высокого уровня – например, дипломатов посольств в Латвии из более чем 30 стран.

Как известно, в 2022 году, практически сразу после начала СВО Латвия закрыла генконсульства России и выдворила их сотрудников. Что характерно – одно из них как раз было в Даугавпилсе. Что касается Америки, «Regula» сотрудничает с компанией Sybrin AI и создает совместный продукт, ориентированный на финансовые сервисы в США. Напомним, что русские и белорусские компании не могут быть поставщиками ПО на американский рынок.

Желание любой компании усидеть сразу на 48 стульях понятно. Когда компания ведёт дела с Россией, то прикрывается резидентством в дружественной Беларуси, но при этом параллельно работает с нашими врагами – Украиной, США и т. д.

Окончание следует