В городе у древнего Плещея вспомнили творца настоящей литературы.

В том, что он именно такой, нет никакого сомнения. Олег Михайлович Куваев прожил в этом мире всего сорок лет с небольшим. Но как многое он смог за это время увидеть, сделать, написать. Да, никогда не был за границей, не удалось. Всё работал и работал. А когда перестал исследовать горные кряжи Тянь-Шаня и осваивать недра далёкого чукотского Севера, просто засел за портативную машинку «Колибри», чтобы шлифовать каждое ранее написанное слово. Так он стал постепенно гением, которых у нас на Руси не так уж и много.

Посудите сами. В Переславле есть улицы, именованные в честь Пушкина, Гоголя, Белинского, Некрасова. Все они нами обожаемы и перед их творчеством мы, люди живущие, преклоняемся. Они и есть те, кто классиками зовётся. А ведь Олег Михайлович тоже из той самой когорты. Нет, он никогда и не думал, что однажды заправив в каретку своей машинки лист простой бумаги и, напечатав название романа «Территория», затем закончив и отшлифовав его, станет вселенской знаменитостью. Его ведь прочитали не только в Советском Союзе, но и в других частях нашей планеты. Творчество Куваева выходило на 30 языках народов мира. Да, его шедеврами зачитывались в Париже, Берлине, Вашингтоне, Дели, Токио и Пекине. Да и в других местах тоже. В сёлах, деревнях, поселках и на железнодорожных станциях, на одной из которых он когда-то появился на свет 12 августа 1934 года.

А фильмы, отснятые по его произведениям, смотрели и смотрят до сих пор не только в России, но и по всему миру. Они все имеют и прокатное удостоверение и главное, тот самый зрительский успех, до которого часто не дотягивают разные киноподелки.

Так вот приехав в Переславль, где творец настоящей литературы прожил более трёх лет и написал «Территорию» и «Правила бегства», вы не найдёте ничего, чтобы смогло вам напомнить о Куваеве. Он ушел в мир иной 8 апреля 1975 года и уже в следующем будет аж пятьдесят лет. Его памяти! А в старинном городе так никто и не подумал о том, что Олега Михайловича надо бы как-то отметить на карте города. Назвать улицу, сквер, переулок, площадь его именем, или же присвоить его вокзалу, к которому приходят поезда, разработать куваевские маршруты по городу и окрестностям, водить по ним приезжающих, открыть памятную выставку с постоянной пропиской, да и поместить на улице, где он жил, мемориальную доску. Помним…

Это ведь так просто. Нужно только иметь для этого желание и то чувство, что необходимостью зовётся. Но, судя по всему нет такого у тех, кто может запечатлеть имя классика Куваева в Переславле. Конечно, можно и усомниться в том, а держали ли ответственные лица его книги. Да, в городских библиотеках они есть и обычно всегда на руках. Их читают и перечитывают. Поверьте, они все стоят того!

Так что всем, кто пришел в погожий сентябрьский денёк в Центральную городскую библиотеку имени А.П. Малашенко было о чём поговорить, узнать, вспомнить, рассказать. За окном уже накрапывал первый осенний запоздалый и давно ожидаемый дождик, а мы, все собравшиеся в уютной читательской аудитории, слушали и слушали. Каким же был человеком Олег Михайлович Куваев? Простым и одержимым, талантливым и прозорливым, мужественным и страстным. Потому –то ему и удалось: когда завелись первые карманные деньги, приобрести на станции Свеча «Путешествия по южной Африке» Давида Ливингстона; будучи студентом МГРИ поработать коллектором в геопартии на Тянь –Шане; ступить на коричневый уголок карты, что Чукоткой зовётся; держать в руках розовую чайку; пить коньяк из алюминиевой ложки; слышать, как поют на озере гагары; замирать от ужаса в Восточно-Сибирском море и отыскать в российской земле золоторудные жилы. И уже потом написать свои знаменитые и неповторимые куваевские слова, наполнив ими созданные шедевры. Он глубоко, по человечески переживал относительно ухода Шукшина и Шпаликова из жизни и всё только мечтал, как бы успеть. Запечатлеть на бумаге то, что задумал. Роман «Правила бегства» так и не закончил, а уж к «Последнему охотнику» и не прикоснулся. Только наброски и остались. Жаль…

А ещё он любил женщину. Светлану Афанасьевну Гринь. И она живёт сегодня в Переславле. Выступая перед нами на встрече, до сих пор так и не смирилась с потерей Олега Михайловича. Его муза говорила, рассказывала о нём и в её тихий проникновенный голос то и дело врывались горестные нотки.

Так что встреча «Странствия обогащают душу» запомнится всем, кто там присутствовал, надолго. А ведь мы не только слушали интересные выступления методиста библиотеки Ольги Алексеевны Кручининой, ведущей, члена Союза российских писателей Марины Александровны Савченко, Татьяны Павловны Макаровой и Ольги Дмитриевны Корнилаевой, но и внимательно ознакомились с изданиями Куваева в экспозиции «Романтик Севера», многочисленными фотографиями из его прекрасной жизни, посмотрели фильм о нём, да и та фотолетопись его биографии была ох как хороша. А еще все переславцы и переславны послушали бардовские песни куваевских времён и спели композицию, которую сам Олег Михайлович так часто напевал «Главное ребята, сердцем не стареть».

Я тоже выступил. Рассказал, как в далёком уже 1974 году меня потрясло его творение "Территория», прочитанное в двух номерах журнала «Наш современник» в далёком Забайкалье, где служил срочную службу в артполку. А вернувшись домой, постарался купить всё куваевское, что тогда издавалось широко всеми центральными издательствами страны. А его роман «Правила бегства», изданный в Магадане, мне привезли родственники уже в 80-х годах из Певека, за это я им безмерно благодарен и по сей день.

Олега Михайловича необходимо читать и перечитывать нам всем вновь и вновь. Как и именовать места, связанные с его жизнью в городе у озера.

Так что, надеюсь, мы все еще сможем пройти в Переславле –Залесском по улице Куваева! Это было бы абсолютно правильно…

И заканчивая повествование, хочется ещё раз вспомнить слова, сказанные нашим классиком:

«…Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..».

Так что будем жить, надеяться и ждать. Когда в нашем городе вновь поселится Олег Михайлович Куваев. Навсегда!

Валентин Малютин, журналист