Когда-то Ирина Лобода училась в школе и, надо полагать, весьма успешно. Затем она окончила Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д. Ушинского, много лет преподавала в школе, бойко восходила по служебной лестнице и однажды стала министром образования земли ярославской. С той поры уже столько губернаторов сменилось, что их фамилии народ стал забывать, но с приходом сегодняшнего Михаила Яковлевича Евраева, захотелось вдруг Ирине Валентиновне провести коренную перестройку всего, чтобы было хорошего в образовательном процессе в тамошних городах, поселках, селах и деревнях. Можно сказать, она решила сделать оптимизирующий разлом…в отечественном образовании.
Её план был одобрен и последовало незамедлительное воплощение в жизнь всего того, что было задумано. С народом, родителями своих любимых чад, что в детских садах растут и в учебных заведениях уму-разуму набираются, чиновник советоваться как-то не стала. Да и зачем они ей в этом глобальном процессе. Не зря же их, ныне возмущенных её пилотным проектом, она просто именует ловящими хайп. Она –то, мол дело делает, а эти, ничего абсолютно в новых реформах не понимающих, всё бурчат и бурчат. И это её, понятно, раздражает…
То, что проводится с недавнего времени на Ярославщине, взбудоражило всех основательно. На защиту садиков и школ и всего того отлаженного образовательного процесса, который был доселе, поднялся Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский. Именно в этих местах и решили объединить образовательные учреждения. И если в Москве на подобное решились однажды в пределах лишь одной-двух школ и рядом расположенных с ними детских садов, то на земле переславской, к примеру, зачерпнули, что называется, самым глубочайшим образом. Под эксперимент попали аж 17 детских садов и школ. И самые отдалённые расположены за несколько десятков километров. Теперь, согласно тому постановлению, что подписал 5 сентября 2024 года глава города Переславля –Залесского Дмитрий Николаевич Зяблицкий, предстоит подвергнуть реорганизации муниципальные образовательные учреждения школы и детские сады в Кубринске –а это 80 километров, в Дмитриевском –до него более 70 км., и в Нагорье - 47 километров. Да и другие населённые пункты, где грядут перемены, от «Образовательного комплекса №1» тоже не в двух шагах находятся. До них ещё доехать надо, добежать, долететь. И как всегда у нас это делается, министр Лобода ударила резко, наотмашь по лицу образования Ярославщины. Даже ничуть не задумавшись о том, что будет далее на местах происходить и не вспомнив при этом заповедь великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: « Если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред».
Хочу заметить, что когда-то на Переславщине в 2018 году уже были проведены реформы по преобразованию всего того, что было отлажено, выверено и работало должным образом, в городской округ. Только то, что затем получилось, стало вылезать наружу самым неприглядным образом. Но этого, как оказалось, было мало. Реформам была подвергнута почта, медицина и вмиг позакрывались больницы, оптимизировали культурные учреждения и это тоже отозвалось криком о помощи, замахнулись и на административный аппарат на местах, когда каждая должность выгрызалась, сокращалась безжалостно и настойчиво. И, собственно говоря, для чего всё это замешивалось. Непонятно, до сих пор…
Когда-то в одном своём интервью Ирина Валентиновна сказала мудро и взвешенно: «… Мы, управленцы, должны видеть не приглаженную картинку, знать ситуацию такой, какая она есть. И только тогда можно принять верное решение, рассчитать риски, понять, на что сделать упор. Только так можно руководить…».
Но прошло какое-то время и уже на правительственном часе по теме образования 27 сентября министр на возмущенные вопросы депутатов о том, что же такое творится вокруг, отвечает, что юридически решения об объединении учебных учреждений принимают местные органы власти, а региональное Министерство образования отвечает в этом процессе лишь за соблюдение прав детей на обучение. И хорошо, что самих педагогов данные изменения не коснутся. Зато накроют волной административно-управленческий аппарат. Потому уже в Нагорьевской средней школе на выход с вещами намечены кандидатуры шести человек. Один из них –лаборант, тот самый, который присматривает за всеми 95 компьютерами. Они же мол, по мнению министра, работают безупречно и справно. И даже если что случится, приедет бригада из города у Плещея и всё отладит. Только невольно напрашивается один законный жизненный вопрос, когда же появится тот самый необходимый специалист. Если через час, вряд ли, пока будет подана заявка, да её еще необходимо рассмотреть, поставить на очередь, продумать, найти необходимые запчасти, если они вдруг такие понадобятся. Тогда и поедет мобильная бригада на вызов. В лучшем случае это случится через сутки – другие. Потому, что у нас всё так делается. Последний жизненный случай. В селе Святово упал обыкновенный деревянный основательно прогнивший столб, на котором электрические провода были закреплены. Падая, он другие провода оборвал и расползлись, разлетелись те по огородам сельчан, огрызаясь огнями и вспышками. Бригада из Переславля приехала лишь через двое суток и, ремонтники, убедившись, что святовцы как-то справились сами с проблемой, восстановив опору из того, чтобы было, удалились обратно. И даже пальцем при этом не пошевелили. Думаю, что в школах и детских садах устранять возникшие неприятности, будут также. Не совсем то и скоро. Это точно…
Потому и возмущаются родители. Они знают, они живут давно в этих городах и сёлах, всё видят и отлично понимают, что по –другому и можно было бы всё сделать, но пока только лишь так. Потому уже в Переславский районный суд подан первый иск об оспаривании реорганизации образовательных учреждений и люди требует отмены того самого Постановления, который подписал глава города в начале сентября, едва начался учебный процесс. Чем всех так и ошарашил…
А в Рыбинске более 1000 человек проголосовали против реорганизации. И они едут в Москву, намереваясь добиться правды и отмены губительных преобразований.
Может, Ирина Валентиновна, и мил Вам пилотный проект. Вы бы подумали основательно и провели бы его первоначально в масштабах одного-двух сёл. Может даже и на переславской земле. Здесь уже претворялись в жизнь разные преобразования. Только толку-то от них никакого.
И собрались бы, вы как министр регионального образования, в дорогу. Приехали в Нагорье, Кубринск, Дмитриевское. Встретились с педагогами, мамами и папами. Поговорили с людьми, разъяснили бы им, по вашему мнению, ничего в этом не понимающих, суть и важность затеянных реформ. Думаю, что вам пришлось бы услышать в свой адрес и множество нелицеприятного. Глава Переславля-Залесского вышел же к родителям не прячась. И как всегда не за спинами коллег, говорил долго о наболевшем.
А что, дело затеваете вы, как руководитель, новое, важное, и нужно надеяться, продуманное. Только бы вот как-бы дров не наломать при этом, когда вот так по живому, через колено - хрясь по важному для всех нас народному образованию. Оглянитесь, это вам сам Дмитрий Константинович Ушинский, чьи заповеди вы должны помнить, грозит сурово пальцем.
« Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята...».
Так же пел наш русский классик поэт Владимир Семёнович Высоцкий. И к нему, думаю, тоже следует прислушаться…
А то не так давно помощник Президента Владимир Мединский заявил, что учиться 11 лет в школе — непозволительная роскошь, а среднее и высшее образование вскоре будет «спрессовано по времени». Вот ведь как получается. Научился ты чуть-чуть писать и считать и- в жизнь, вперёд. Может к тому всё у нас и катится. На Руси великой. На земле переславской. В селе Нагорье. Других городах и поселках. Что же такое получается? Раньше говорили-то «Учение свет- неученье –тьма». А теперича-то как? Скажите, Ирина Валентиновна, народу. Поговорите с ним. Обстоятельно и вдумчиво. Сельчане всё поймут, если будет в том необходимость. Затеянных преобразований в образовании...
Валентин Малютин, журналист