Новые главы из Алматинского романа

( Продолжение. Начало см. «Сводка +» 16 -19 октября 2024 года)

- Я прямо протрезвел! – признался Николай. – Говори!

- История еще вскроет многие стеснительно-стыдливые факты. Чтобы не ошарашить дубиной по башке, спрошу: вы верите, что великолепные вальсы, например «Амурские волны» и «Березка», сочинили военные капельмейстеры?

- Открыл Америку…

- А фамилии этих военных музыкантов? Не ломайте голову – Макс Кюсс и Евгений Дрейзен. А кто до сих пор скрывается под псевдонимом Василий Агапкин?

- Лева, остановись! В большой музыкальной энциклопедии написано про Агапкина всё. Причем издана она в советское время…

- А в СССР не врали? Просто замалчивали. Поэтому не дописали, что автор «Прощания славянки», марша для русских воинов на все времена, Яков Богорад. Если судить по советским источникам, между прочим, и казахов до советской власти на земле не было!

- Убил! Лева, убил! – сквозь хохот, аплодируя, закричал Джафар. – Врали и привирали власти, причем всегда и везде, во все времена, во все эпохи и у всех народов. Примеров множество, но сейчас не об этом. Спросим у казаха:

- Марат, что тебе говорили твои предки, когда появились казахи?

- Когда ваших ещё и в помине не было, мои уже города строили! – ухмыльнувшись, поддержал шутливый тон Марат. – Кончайте вы бессмысленный спор…

- Нет, не закончим, пока Лёвка не скажет, чем он нас хотел добить?

- Пожалуйста! Песни «Русское поле», «Вижу чудное приволье», «Катюша» и, как говорится, многое др. написаны евреями.

- Почет вам за это и хвала! За то, что ваши предки, как ты говоришь, во времена великих потрясений так сплотились с русским народом! – сказал я.

- Зачем евреев задели, это же вечная тема. Лучше бы про баб говорили… А теперь что, еще по пятьдесят? Да и прохладно стало, - как будто сам с собой заговорил Джафар.

Его услышали и заказали ноль-пять Абсолюта…

И ведь знали, что завтра утром начнем перезваниваться, задавая один и тот же вопрос: «Почему вчера никто не сказал Джафару «нет»?

- А я вот не понял, Мара, ты это серьезно сказал, что ваши предки города строили, или... – после первой рюмки в последней бутылки разгорячился Журенко.

- Ваши вырыли же Черное море? – усмехнулся Кыстыкбаев.

- Брось ты эти подначки, давай поговорим: я не антисемит, но считаю, что мир держится не только на гениальных евреях.

- Конечно, конечно, Коля. Все ясно.

- А мне не ясно. Почему вы на бытовом уровне замалчиваете свою большую историю? Про дедов и прадедов до седьмого колена семейные летописи ведёте, а вглубь веков не вгрызаетесь. Детям надо рассказывать про то, как на эту землю две тысячи лет назад, а может и ранее, пришли племена воинственных саков; потом их вытеснили и перебили другие пришельцы – в Бурундае и перед Иссыком стоят курганы, упокоившие сакских царей.

Скажу одно, генетики доказали ваше родство как с саками-тиграхаудами, так и с теми, кто когда-то жил и веками правил этой землей, защищал от завоеваний. При этом кровь предков смешивалась с новыми народами. Последние, кто остался на территории, ныне именуемой Казахстаном, думаю, что не менее тысячи лет назад уже называли себя казахами. «Мен кай сак!» - говорил о себе твой далекий предок, желая быть похожим на древних саков, кстати, потомков скифов. Да зачем в такие дебри зарываться…

Коля замолчал, Марат потянулся за следующей сигаретой. Джафар неодобрительно глянул в его сторону.

- Все, понял, шеф, понял, откуда ветер дует. Пересяду и как Лёва ошарашу вас одной гипотезой - прочел в журнале «Нива» в Астане еще в 2007 году и удивился смелости предположения автора. Некий Владимир Дегтярев написал статью «Имя дома твоего» - о возрождении послепотопной жизни…

- Эээ, подожди, даа, - перебил его Джафар. - Николай сказал «а», пусть «б» говорит: почему саки тиграми себя назвали? Здесь в древности тигры водились?

- Тигры на нашей земле когда-то проживали, - улыбнувшись, ответил Журенко, - но их истребили люди, как и многих других зверей. Саки же звались тиграхаудами, потому что носили остроконечные колпаки – мода такая у них в те времена была. «Тигра» - острый, «хауд» - шапка.

- Это на каком языке?

- На древнеиранском…

- Эээ, значит, они и мои предки – я произошел от персов, так дедушка говорил. А почему казахи считаете саков своими предками?

- Ты что-то про смешение народов, культур и цивилизаций слышал?

- Ладно, не грузи меня наукой, которой нет…

- Ты так про историю?

Джафар кивнул головой.

- Безусловно, я и сам всегда говорю, что История - дама, которую с удовольствием насилует всякий, кто желает с её помощью возвысить себя. Но настоящий ученый всегда добьётся истины…

- Только мало кто его услышит, даа…

- Бывает и такое, - вступил в разговор Марат. – Итак, рассказываю сногсшибательную гипотезу. Но для начала несколько терминов в помощь осознанию того, что вы сейчас услышите. Готовы?

- Минуточку, - деланно засуетился Лева, - я записываю…

- Думаю, вы все люди с высшим, пусть и консерваторским образованием, – уколол он фиглярствующего Берковича, - и должны знать, что понятия «гипотеза» и «теория» имеют место быть принадлежностью любой науки. В том числе истории и любимой нашим другом, потомком древних персов, математики. Отличия между ними существенны, но иногда эти понятия недопустимо путают.

Прошу учесть, что теория - доказанное учеными научное положение. По большому счету Закон природы. А гипотеза - научное предположение, до поры не имеющее ни теоретических, ни экспериментальных доказательств. И только когда гипотеза доказана, она становится теорией. На каждую теорию обычно приходятся десятки (а иногда и сотни) выдвигаемых гипотез, которые могут оставаться недоказанными многие годы. Потом о них просто забывают, как про несостоявшиеся решения каких-либо проблем. И вот гипотеза становится подтверждённой теорией и на практике обзаводится научно обоснованной доказательной базой. Но… Надо, чтобы мировое сообщество авторитетных специалистов в данной области признало справедливость выводов этой теории… Вот такая штука, други мои.

- Ну, ты, Мара, завернул! Тут без бутылки не разобраться, а у нас она уже заканчивается, - заметил Беркович и потянулся к «Абсолюту».

Марат ловко перехватил его попытку и убрал початую водку.

- Как только расскажу, так и налью всем, а то у вас перенапряжение восприятия сейчас начнется. Итак, пересказываю статью-гипотезу из нашего казахстанского журнала «Нива». Российский лингвист утверждает, что алматинская гора Коктобе сакральна, так как во время Великого потопа именно на ней спаслись те «твари по паре», которых по повелению Всевышнего загрузил на огромный ковчег один из великих пророков Аллаха Нух. В Священном Коране есть суры, упоминающие это, как теперь стало ясным и доказанным событие. Имеется в виду сам процесс затопления земной поверхности и гибели множества живых существ, в том числе и наших далеких пращуров…

- Он что, этот лингвист, раскопал склоны Коктобе? – не выдержав окончания рассказа, спросил Николай.

- Нет, он пошел по своему лингвистическому научному пути и расшифровал значение слова…

- А мы без него чего-то не знали? – продолжил горячиться Коля. – Коктобе - Зеленая гора!

- Ты не прав. Даже в современном прочтении слово «кок» не есть «зеленый», если говорить о цвете. Посиди спокойно, послушай. Кто не знает, сообщу: все языки мира произошли от древне-шумерского наречия, в котором слова состояли только из одного слога. Более того, почти во всех мировых языках есть слова, что называется, под копирку. И вот этот россиянин уверяет, что слово «Алматы», если его разложить на слоги и написать латынью «Al – Ma – Ti», означает «Божественная родительница всяческой жизни».

Также он перевел и слово «Кок – Ти – Бе» - «Молодая (в смысле зеленая) жизнь творится здесь». Русские же говорят о совсем юных «ты еще зеленый». Так вот, «кок» употреблено в этом смысле. А почему бы и не предположить, что Нух привел ковчег с остатками божьих тварей в место «Al – Ma – Ti», где была и есть гора с богатой растительностью, яблоками, урюком, множеством кустарниковых плодов и ягод. Эти плоды помогли людям, птицам и зверям переждать потоп и в дальнейшем разбрестись по земной тверди.

Российский лингвист ссылается на два источника: Коран, а также шумерские, аккадские и ассирийские глиняные таблички. У меня Коран позднего издания, я нашел только рассказ о гневе Аллаха на неверных ему, заслуживающих кары небесной. Таблички не читал, каюсь, но несколько лет, обдумывая эту гипотезу, говорю себе: а почему бы и нет? Почему бы Казахстану после Великого потопа не стать местом возрождения человеческой цивилизации?

Мы действительно ошарашено (по-другому и не скажешь) молчали, переглядывались. Каждый воображал свои варианты прибытия и швартовки Ковчега к нашей горе.

- Честно говоря, теория, выдвигаемая некоторыми учеными, что послепотопная жизнь началась с Месопотамии, вызывает недоверие, - нарушил тишину Журенко. - Хотя бы тем, что это место низинное. Вода там стояла несколько тысячелетий, превратив его в огромное болото. Затем, иссушаемое солнцем, оно стало плодороднейшим междуречьем Тигра и Ефрата. А с нашей возвышенности вода уходила в разы быстрее…

- А следом за ней расселялись люди и дошли до местечка на юге, которое называется Казыгурт, - продолжил рассуждение Марат. – Здесь по прошествии тысячи лет рассказы, передаваемые из уст в уста от отца сыну, всколыхнули генную память, и она не угасала у потомков тех, кто спасся в предгорье Тянь-Шаня. В рассказах предков родились названия мест, где мы сейчас живем, с правильным толкованием этих топонимов. В Казыгурте, кстати, тоже есть гора Коктобе - случайное совпадение или желание сохранить сакральное? Тысячелетиями мигрировали люди после Потопа и дошли до юга Европы…

- Кто дошел, казахи? – недоуменно спросил я.

- Предки наши, кыпчаки. В Венгрии они живут до сих пор. Огромная диаспора, более ста тысяч человек. Свято хранят обычаи и традиции, устное творчество, язык у них один к одному казахский. В советское время об этом не принято было говорить, как и о тех казахских родах и племенах, что после революции ушли в Китай, Монголию, Турцию. Много наших по миру раскидало, - Марат усмехнулся, - кочевники мы.

- Ни себе чего теория!? – удивился Беркович. – Я вот сейчас вспоминаю, как в США узрел макет Всемирного потопа. Там наша АлмАтушка действительно не затапливалась. Оказывается, земля не идеально круглая, кое-где приплюснутая, а где-то выпирающая ребрами… Ну, мля, ну ваще! А чё, я верю!

- А я нет! – почему-то с вызовом вскочил с места и заявил Джафар. – Алматы - Яблоневое. Или Яблочное.

- По этому поводу я вам в следующий раз расскажу ещё одну гипотезу. Но она более дерзкая. А у нас водки осталось только на успокоение от только что услышанного. Наливай!..

Галдежа и обычных в такие моменты споров не было. Если бы это самое рассказал кто-то, а не Марат, возможно, без гомерического хохота и не обошлось. Но Марат, он же у нас непререкаемый авторитет.

Выпили…

- Ну что, по коням? – спросил я. Хотя можно было и не спрашивать.

Рассчитались за выпитое и закушенное, вызвали одно такси – всем было примерно по пути. В ожидании молча стояли на обочине.