В старинном городе открыт сбор народных средств на создание и установку мемориальной доски геофизику и писателю О.М. Куваеву.

Великий русский писатель Олег Михайлович Куваев любил и обожал старинный город Переславль, который стал для него родным и близким. В письме к геологу Игорю Георгиевичу Шабарину в октябре 1973 года он сообщает: «… Пишу же я тебе из смешного города Переславля-Залесского. Пишу так просто…

Так вот, сидя в этом гнезде нашего отечества: Загорск, Переславль-Залесский, Ростов тут же рядом – видишь, что предки наши были умные мужики, очень понимали в пейзаже. Красивее этих мест и не видал я. И вчера вот пошел полем от Плещеева озера, остановился и насчитал, что с этой точки видно восемь церквей, равномерно распределенных по горизонту.

Хорошие здесь места. О Вятке я тебе писал. Дней через десять я поеду в Калининскую губернию. Там дали намек на избу. А стоит все это в устье речки Нерль, у места ее впадения в Волгу, речка же Нерль вытекает из этого Плещеева озера, с берегов коего я тебе пишу. И отсюда до туда – шестьдесят километров…».

И спустя месяц в послании главному редактору Магаданского книжного издательства Людмиле Никифоровне Стебаковой он не перестаёт восхищаться переславскими далями:

«Николавна-а!

Вернулся я сегодня из Переславля-Залесского и получил письмо…

Был вот я в Переславле (это за Загорском) - до того уж там хорошо. И ведь рядом все…».

А в марте следующего 1974 года в письме сестре Галине Михайловне Куваевой литератор делится такими размышлениями: «… Сейчас я пишу из Переславля. Голова что-то тугая, и жить вроде пусто. Прочел от тоски как будто заново «Петр I» Алексея Толстого. Раньше я так читал, а сейчас прочел технически что ли. Ну, куда там к дьяволу мне серьмяжному! Вятской моей головки никогда не хватит на такую конструкцию и вообще, допустим, поднять такое. Силён был Алексей Николаевич, силён…».

И в июле того же года, когда до его ухода в мир иной оставалось всего -то ничего, он напишет: «…Мимо дома же проехал по той причине, что был уверен – вас там давно нету. Не хотелось сидеть одному, да еще в этом Болшево. Вот неделю тупо глядел на воды Переславского озера (Плещеева озера – С.Г.), немного пришёл в себя. Опять же возьму котелок, уйду в лес, чайку вскипячу, по оврагам пошляюсь. Природа она природа и есть. Она не подводит. Тем и жив…

Сломался я на этот раз. Может быть, так оно и надо, представляю какой бы из этой заграницы приехал преуспевающий. Я знаю истину, что литератору вредно преуспевать.

…Больше всего меня беспокоит дыра на месте романа («Правила бегства» - С.Г.). Абсолютная…

И месяц спустя: «…Во всякой медали своя оборотная сторона. Не попал я в Копенгаген, но зато пошёл роман («Правила бегства» - С.Г.) Сделал самое трудное – написал начало и теперь знаю о чем речь. Действующие лица ясны. Написав первую четверть черновика, немного успокоился. Сейчас добиваю второй вариант сценария1, делаю радиопьесу2 по большой просьбе Центрального радио и вчера договорился на сценарий для киевской студии по повести «К вам и сразу обратно». Специально из Киева приехал режиссер. Для радио делать не хотел, но они меня купили тем, что вся студия роман («Территория» - С.Г.) знает наизусть, и сказали, что дают мне полную свободу с условием, что если я напишу текст пьесы, они дадут лучших исполнителей и лучшее время дня, когда народ пришел с работы, но еще не сел за телевизор. Рассчитано пока три больших передачи.

1 Художественный фильм "Бросок". Таджикфильм, 1976-1978. Сценарий О. Куваева (по рассказу "Телесная периферия"). Режиссер А. Тураев.

2 Радиотеатр «Территория» (запись 1976), входит в «Золотой фонд», радиопередача ежегодно передавалась в День геолога.

И уже зимой 1974 года в письме своему другу писателю Альберту Валеевичу Мифтахутдинову Олег Михайлович будет отмечать: «… Вернулся я из древнего града Переславля-Залесского, который на Плещеевом озере. Причин для поездки было много. Во-первых, дама сердца <Светлана Афанасьевна Гринь> там живёт. Во-вторых, решил я уходить в моря, и надо было начинать с родины русского флота - Плещеева озера, где и стоит ботик Петра I–го. Ну, и в-третьих, должен был я посмотреть на древние стены с двух сторон, с той стороны, с которой, мы, татаре (монголы) их брали и с той, с которой мы, русские, их защищали…».

Эти письма предоставила мне бессменная муза и хранительница Памяти нашего классика Куваева Светлана Афанасьевна Гринь.

Вместе со старым другом Олега Михайловича и прекрасным фотографом Анатолием Григорьевичем Чайко они присутствовали в тот апрельский день в Центральной городской библиотеке имени А.П. Малашенко на вечере, посвященном романтику Севера. Переславны и переславцы, кому дорого куваевское творчество, его романы, рассказы, спектакли, радиопостановки и кинокартины, воспевшие героев произведений также были в той аудитории, где со стеллажей смотрели на них его книги, подшивки журналов «Вокруг света» и «Искатель» с литературными творениями советского Робинзона, исследователя неизведанных северных широт и горизонтов. И здесь же небольшая по своему формату, но пронзительная картина Надежды Александровны Лебедевой «Розовая чайка». Да, та самая необыкновенная в мире птица, о которой Олег Михайлович так признавался однажды в письме геологу Андрею Попову: « А ведь мне повезло в жизни: я уже увидел и держал в руках розовую чайку. Это редко кому удавалось».

Мы о многом успели поговорить на той памятной встрече. Его уже пятьдесят лет нет с нами, но его произведения и ныне востребованы и читаемы. В той же библиотеке, что стала своеобразным куваевским привалом, на них постоянный спрос. И те книги, что выходят уже о самом Олеге Михайловиче, они тоже имеют своих читателей. Как и тот фильм –экранизация его бессмертного романа «Территория» -он тоже фрагментарно демонстрировался в тот памятный день. Жаль, что только нашу аудиторию не удостоили своим вниманием чиновники из городского Управления культуры, туризма, молодёжи и спорта. Вероятно не знали о таком событии в жизни Переславля, не ведали, не придали соответствующего значения. Но не будем более об этом. Не были, ну и пусть теперь жалеют…

А мы прекрасно впечатлились от новых произведений, сложенных в его честь. А ещё внимательно выслушали тех, кто ходил в 6-й микрорайон, на улицу 50 лет ВЛКСМ, в дом 9. Здесь в квартире 15 когда-то в семидесятых годах прошлого века жил и творил Олег Михайлович и теперь, чтобы на этом легендарном строении установить памятную мемориальную доску, следует собрать мнения всех жильцов, что проживают нынче в нём. Вы знаете, они все решили единогласно, что знаку Памяти о Куваеве на их доме –БЫТЬ! И теперь необходимо лишь пройти все бюрократические тропы с нашими просьбами и предложениями и уже в этом году все мы, туристы из России, да и других стран –почитатели творчества легендарного северного романтика придём на эту переславскую улицу, чтобы возложить цветы, постоять в минуте молчания, поразмышлять об этом необыкновенном человеке. Так что, сбор народных средств для мемориальной доски уже идёт и вы все также можете сделать посильный взнос в наше общее дело. Обратитесь лишь в библиотеку и вам помогут с этим.

А вскоре, вероятно, в старинном нашем городе появится и куваевская тропа, да и камень с гильзами земли с его колыбели –станции Поназырево, города Певека, с его гор, перевалов, других мест, где он успел побывать за столь короткую жизнь. А ещё где-то на берегу Плещея можно будет всем нам вместе развести небольшой костёр, попить крепкого чая, да и коньяка с ложечки.

Вы знаете, это и будет тот самый настоящий куваевский прорыв в древнем Переславле. И вы вновь откроете для себя страницы его книг, вчитаетесь в них и поймёте, как и говорил лучший советский литератор Олег Михайлович Куваев, что «…день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создаются сегодня… Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..».

Валентин Малютин, журналист