
Любовь к музыке. Как Николай Рубинштейн создал Московскую консерваторию
13 сентября 1866 г. - день рождения Московской консерватории.
А был ли мальчик?
«Вы в курсе, почему у нас такой необычный памятник Чайковскому? - спрашивает меня во дворе консерватории Аня, студентка вокального факультета. - Как будто он облокачивается рукой на кого-то невидимого. Невидимый - это пастушок с дудочкой, он, по замыслу скульптора Веры Мухиной, должен был стоять рядом с Петром Ильичом. Но, когда в 1945 г. комиссия, знавшая об особенностях жизни композитора, увидела рядом с ним юношу, пастушка убрали!»
«Это так?» - спрашиваю директора музея имени Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории Владимира Стадниченко. «Вероятно. Но, скорее всего, легенда», - улыбается он. А вот мистические истории о судьбах других памятников в консерватории - правда. Памятник Римскому-Корсакову разбили вандалы в ночь с 16 на 17 ноября 1918 года, за три дня до открытия. Поставленный через год памятник Бетховену простоял месяц и рассыпался сам, от морозов! Увы, нет на Никитской памятника Николаю Рубинштейну, отцу-основателю консерватории. Впрочем, с помощью Владимира Михайловича в музее появилась уникальная репродукция его портрета кисти В. Перова из запасников Третьяковской галереи. Это очень важно. Ведь только благодаря невероятной любви Рубинштейна к музыке и к России 150 лет назад родилась Московская консерватория, теперь прославленная на весь мир.
Антимузыкальная столица
13 сентября 1866 г. внимание московского общества было приковано к выходящему из ряда обыкновенных событию: в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке открылось новое учебное заведение - Высшее музыкальное училище, или консерватория (в 1871 г. для неё сняли более просторное помещение на Большой Никитской, 13. Его впоследствии выкупили. А «первый консерваторский дом» был в 1941 г. полностью уничтожен фашистской бомбой. - Ред.). «Главная наша цель - возвысить значение русской музыки и русских артистов», - заявил создатель консерватории пианист Николай Рубинштейн. Заявил и устроил для именитых гостей - сподвижников композитора Петра Чайковского,писателя Владимира Одоевского, чешского скрипача Фердинанда Лауба и других развесёлый обед с розовым шампанским.
Впрочем, веселье было сквозь слёзы: открытие консерватории происходило на фоне воинствующей антимузыкальности столицы. Большинство москвичей полагало, что профессия «музыкант» подходит только для низших сословий. Вот почему появление заведения, имеющего целью «образовать оркестровых исполнителей, виртуозов на инструментах, концертных певцов, драматических и оперных артистов и пр.», напоминало удар тарелками в середине оркестра, игравшего спокойную музыку.
В 5 лет мама застала маленького Николая Рубинштейна пишущим ноты. «Что ты делаешь?» - спросила она его. «Пишу мои настроения», - ответил мальчик, в 13 лет уже ставший блестящим и совершенным музыкантом. К моменту рождения консерватории Рубинштейн был основателем Московского отделения Русского музыкального общества, организатором и участником практически всех значимых музыкальных событий города, выдающимся пианистом и дирижёром. Адрес «нотного хозяина Москвы» знали все без исключения извозчики. На его концертах вместе с цветами на сцену выносились подносы с разорванными векселями - их скупали и уничтожали почитатели таланта Рубинштейна, влезавшего во время создания консерватории в огромные долги ради музыкального просвещения в Москве.
В консерватории он сформировал особый тип отношений преподавателей с учениками - семейный, в самом добром смысле этого слова. Лично подкармливал самых голодных студентов. Регулярно осматривал в раздевалке калоши и покупал новые хозяевам дырявых. В комнате для учениц однажды повесил объявление: «Во избежание постоянных простуживаний, вследствие чего пропускаются уроки, прошу учениц-певиц не приходить на занятия в открытых туфлях. Н. Рубинштейн». Современников поражала также скромность «первого начальника» консерватории: Рубинштейн за директорство, занятия с учениками, руководство концертами и оперными постановками, а также классом совместной игры определил себе 5000 рублей в год (иностранные профессора получали у него 5500!). После его смерти за ту же работу ежегодно платили более 20 000 рублей! На какие средства существовала консерватория в те годы? Хотя обучение и стоило недёшево - 100 рублей в год, денег не хватало. Выручали меценаты и... Рубинштейн, тративший на неё всю свою выручку с концертов.
Плюс оперный театр!
После ухода Николая Григорьевича из жизни в течение 8 лет сменилось три директора, но никто не мог найти решения проблем консерватории с финансами и помещением. Избрание в 1889 г. директором Василия Сафонова позволило навести в её жизни порядок. Он перестроил ставшее тесным здание, увеличив его площадь втрое, но сохранив «общую внешнюю задумку». Деньги на это собирали всем миром (меценаты Морозовы обеспечили оборудованием и мебелью, сахарозаводчик Павел Харитоненко- коврами), а команда архитектора Василия Загорского отказалась от зарплат - в результате выстроили аристократичный дом, до сих пор украшающий Большую Никитскую. С не превзойдённым нигде в мире по акустике Большим залом. С уникальным органом, заказанным в 1889 г. в Париже.
«Реконструкция нашего знаменитого органа завершается, мы выходим на финишную прямую, - говорит сегодняшнийректор консерватории Александр Соколов.- Кроме того, мы будем разрастаться. В ближайших планах - строительство оперного театра».
На юбилей консерватории съезжаются лучшие музыканты со всего мира. Мечта её основателя Николая Рубинштейна сбылась. Русскую музыку возвысили. И прославили.
Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский: Династии в сфере культуры необходимо поддерживать
Владимир Мединский в беседе с журналистами сообщил о том, что запрет на работу в одном учреждении близких родственников, направленный на борьбу с коррупцией, не должен распространяться на творческие должности в учреждениях культуры. Минкультуры России внесло соответствующий проект поправок в правительственные документы.
«Предполагалось, что постановление Правительства, подготовленное Минтрудом, будет касаться в первую очередь прямой соподчинённости - отношений "отец-сын", "муж-жена" в части распоряжения финансами. Каждое учреждение культуры, являясь федеральным учреждением, распоряжается в том числе и бюджетными средствами. Поэтому исключение прямых и близких родственников на должностях "директор" и "главный бухгалтер" — наверное, это правильно», — отметил министр.
«Мы должны понимать, что учреждения культуры имеют очень серьёзную особенность, связанную с историческими, иногда десятилетиями и столетиями формировавшимися творческими династиями. Когда дети служат в тех же театрах на творческих и актёрских должностях, что и их родители, когда в цирке из поколения в поколение передаются особенности циркового искусства. Династийность в творческом процессе — большой плюс для сферы культуры, а не минус.
Мы внесли соответствующий проект поправок в правительственные документы, которые касаются возможности исключения для представителей творческих династий в сфере культуры — цирке, театре, музеях и усадьбах, особенно находящихся в сельской местности".
Напомним, ранее работники учреждений культуры выразили протест относительно новой редакции постановления Правительства, ограничивающего совместную службу родственников.
Выставка картин Малевича из собрания Русского музея открылась в Аргентине
В Буэнос-Айресе открылась выставка картин художника Казимира Малевича из собрания Русского музея, передает ТАСС.
«Это небольшая по числу работ выставка, но она очень полно представляет его творчество. На выставке представлены разные направления, в которых Малевич работал. И символизм, и алогизм, и супрематизм, и более поздние его работы, которые он сам называл супранатурализмом », — сказала куратор выставки Евгения Петрова.
Директор фонда, где проходит выставка, Адриана Росенберг отметила, что эти картины Малевича будут впервые представлены в Аргентине.
«Она с величием, он с разумом в очах»
В Москве открылась выставка «Рафаэль. Поэзия образа»
В ГМИИ им. Пушкина открылась первая в России выставка Рафаэля. В Москву привезли восемь живописных вещей и три рисунка из собрания флорентийской Уффици и других итальянских музеев.
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 13 сентября открылась выставка живописи и графики Рафаэля. В Москву работы этого художника в таком количестве привезли впервые. Несмотря на то что в русском сознании Рафаэль занимает особое место, его имя исторически произносят как синоним понятия искусства как такового.
Его любили русские классики: копии картин Рафаэля висели в кабинетах Достоевского и Толстого, даже православная церковь относилась к нему с пиететом — ватиканскую фреску «Преображение» воспроизводили в убранстве нескольких православных храмов, в частности такого значимого, как Спасо-Преображенский собор Углича.
Особое место в истории русской рафаэлианы занимает Сикстинская мадонна. Как утверждают знатоки, в России эта картина гораздо более популярна, чем в Италии, где была написана, и в Германии, где хранится в Дрезденской галерее. Почему-то русские копиисты с начала XIX века именно ее любили изображать для столовых и гостиных. И как известно, Пушкин жаловался, что не может купить такую копию, потому что стоит она 40 тыс. руб.
Наконец в 1955 году на выставке в том же ГМИИ среди трофеев Дрезденской галереи ее увидело едва ли не полтора миллиона соотечественников.
Есть у нас и свой Рафаэль: в Эрмитаже хранятся две живописные вещи — «Мадонна Констабиле» и «Святое семейство», а также некоторое количество рисунков. Как известно, были в Эрмитаже и еще два полотна — «Мадонна Альба» и «Святой Георгий». Они в пору варварских сталинских распродаж музейных ценностей переместились в Вашингтонскую национальную галерею.
Сегодняшняя экспозиция в ГМИИ, впрочем, событие само по себе, вне зависимости от исторического контекста. Восемь картин и три рисунка проведут в Москве четыре месяца. Среди них крайне редко покидавшая пределы Италии вещь «Экстаз святой Цецилии» из Пинакотеки Болоньи. С нее мы и начнем краткий обзор экспонатов.
Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной
Картина написана для капеллы семейства даль
Олио в церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье. По новейшим данным датируется
1515–1516 годами. Джорджо Вазари в своих прославленных «Жизнеописаниях
живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что «это произведение принесло
Рафаэлю хвалебные отзывы и приумножило его славу, в его честь было сочинено
множество латинских и итальянских стихов. Например:
«Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии,
А Рафаэль нам явил также и душу ее».
Святая Цецилия — римлянка, язычница, уверовавшая в Христа и обратившая в
христианство 500 язычников. С ней связана очень красивая и очень замысловатая
история миссионерства, которую Рафаэль воплотил с какой-то ни на что не похожей
легкостью. Крайне запутанный сюжет у него предстает совершенно прозрачным и
доступным.
Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука). Флоренция. Галерея Уффици. Палатинская галерея
Название объясняется просто: картиной владел Фердинанд III Лотарингский. История создания вещи неизвестна. Авторство долгое время подвергалось сомнению, пока в середине XIX века не устоялось в умах искусствоведов. От большинства Рафаэлевых мадонн отличается глухим черным фоном, обычно у него фигуры предстают на фоне пейзажа. Последние рентгенографические исследования, впрочем, говорят о том, что пейзаж таки был. Почему и кто его закрасил — загадка. По-видимому, первоначально изображение планировалось заключить в овал. Вторая загадка касается того, почему этого не произошло. В нынешней экспозиции, кстати, есть рисунок, очень напоминающий композицию картины, он выполнен в форме тондо.
Женский портрет (Немая). Урбино. Палаццо Дукале. Национальная галерея Марке
Происхождение портрета неизвестно. Один из портретов флорентийского периода, написанный под влиянием Леонардо да Винчи. Исследователи видели здесь даже своеобразную полемику с Леонардо. Фигура дана без всякой аффектации, подчеркнуто органично и естественно. Это не парадный портрет и не попытка как-нибудь польстить модели.
Автопортрет. Флоренция. Галерея Уффици. Галерея статуй и картин
Хрестоматийная вещь художника. Воспроизводится на обложках едва ли не всех монографий и каталогов, посвященных творчеству Рафаэля (каталог московской выставки исключением не стал). Окончательно подтверждено авторство только в 1983 году. Примерно тогда же была поставлена точка в спорах, является ли это изображение автопортретом. Трудно сказать, что именно позволило всем заинтересованным сторонам согласиться: да, это автопортрет. Документы ли, которых были изучены многие сотни, или все же некий консенсус иного порядка. Как бы то ни было, но все, что мы знаем о Рафаэле, и все, что придумали о нем, абсолютно соответствует облику этого слегка жантильного, но возвышенного молодого человека, которого мы видим на портрете. И это тот нередкий случай, когда мифология сильнее фактографии.
Легенда с доставкой в Большой
На сцене Большого театра 10 сентября открылись гастроли миланского театра Ла Скала. Гости привезли три программы: оперу Верди «Симон Бокканегра», его же «Реквием» и концерт итальянской музыки.
В эпоху дорогой нефти
За нынешними гастролями миланского театра в Большом тянется длинный хвост отношений, в которых смешались музыка и политика. Впервые Ла Скала прибыл в СССР в 1964 году, он стал первым из оперных домов мирового уровня, осчастлививших страну после поднятия «железного занавеса». Учитывая степень легендарности гостя (и закрытость границ для основной массы граждан), визит стал воплощением несбыточной мечты, изысканной радостью.
В прошлом веке Ла Скала бывал в Москве еще дважды.
Когда пять лет назад Основная сцена Большого открылась после реконструкции, миланский театр первым из иностранных компаний выступил в обновленном здании. Те гастроли (в благословенную эпоху дорогой нефти) были гораздо масштабнее нынешних — кроме оперы еще и балет. Впрочем, вердиевский «Реквием» привозили и тогда.
Не так давно миланцы открывали театральный сезон в Большом — оперой «Дон Жуан».
Это был символический жест дружбы: сценография спектакля обыгрывала образ старинного театрального зала как бесконечной перспективы, множащей ложи и кулисы. «Перекличка» интерьеров знаменитых театров отменно сработала в позолоченном помещении.
Нынешние гастроли Ла Скала — результат кооперации московского и миланского театров с Открытым фестивалем искусств «Черешневый лес». И результат договора о долгосрочном сотрудничестве, подписанного директором Большого Владимиром Уриным и интендантом Ла Скала Александром Перейрой. Кстати, речь идет не только об опере: через два года в Милане выступит балет ГАБТа, и возможна некая совместная постановка.
Страдания у моря
«Симон Бокканегра» — опера, к которой Верди обращался дважды. На премьере в 1857 году (венецианский театр Ла Фениче) она, что называется, провалилась с треском. А через два года была освистана еще раз, уже на сцене Ла Скала. Спустя десятилетия композитор оперу переработал. И добился успеха, длящегося до наших дней. В либретто речь идет о Средних веках в Генуе, где дожем избран морской волк Симон Бокканегра. Не все горожане этому рады. Разумеется, кроме восстания городских масс есть в опере и мелодрама: например, счастливо находится пропавшая дочь дожа (кстати, единственная женская роль в опере со знаменитыми и очень выигрышными мужскими партиями). В финале враги травят Симона ядом. Традиционная вердиевская схема «кровь — любовь» наполнена чарующим запахом моря, а в музыке отчетливо звучат приливы и отливы.
Ведь по сюжету благородный дож Генуи — бывший пират.
Постановка 2010 года рекламируется как «красивый и величественный спектакль», который «своей богатой цветовой палитрой родственен полотнам итальянских мастеров». Это и так, и не так. Режиссер Федерико Тьецци никого не копирует, создавая наполовину условную атмосферу, да и костюмы «псевдоисторические», а монтаж мизансцен напоминает скорее о кинематографе, чем о живописи. Но черные плащи генуэзских дворян, красные шапки стражников, золотые знамена и рыцарские шлемы, сверкающие мечи и мачты морского корабля, резкая светотень и романтические контрасты — все и впрямь похоже на какой-нибудь исторический роман «с психологией».
Патриций из России
Оперная Италия в последние годы подвергается критике. Мол, и голосов великих нет, и национальные традиции вокала понемногу утекают в никуда. Но Перейра решительно утверждает, что такого рода разговоры — цитата — «чушь собачья». Его выбор гастрольного репертуара вполне показателен: сплошь итальянская музыка, пропаганда национальной самобытности. На самом деле миланцы не так однозначно, как раньше, делают ставку на родные голоса и родных дирижеров. Предпочитая, как и прочие театры, приглашать мировых звезд отовсюду, но усиливая при этом репертуарные позиции национальной оперы. Как говорил в интервью интендант, «традиция — это как рюкзак, без которого вы в поход пойти не можете. Он у вас не перед носом, а за спиной, но все равно он с вами».
Оперой «Симон Бокканегра» дирижирует кореец Мунг-Вун Чунг, когда-то занявший второе место у пианистов на московском конкурсе имени Чайковского.
Ныне он всемирно известный дирижер, сделавший в этом качестве ошеломительную карьеру в США, Франции и Италии, где в 2015 году получил престижную премию Ассоциации итальянских критиков — как раз за исполнение оперы «Симон Бокканегра». Главную партию благородного пирата поет маститый старец Лео Нуччи, в свои семьдесят с гаком сохранивший проникновенный баритон. О благородстве Нуччи знает не понаслышке: во всех биографиях певца рассказано, как он спас жизнь российской звезде Марии Гулегиной, когда в Вене во время показа Набукко героически подставился под падавший железный занавес.
Заклятый враг дожа аристократ Фиеско прибудет в средневековую Геную из России (бас Михаил Петренко). Влюбленную молодежь изобразят сопрано Кармен Джаннаттазио (стремительная карьера после победы на вокальном конкурсе Operalia Пласидо Доминго) и тенор Фабио Сартори, который поет в этой опере по всему свету.Бас в объятиях грусти
Вердиевский «Реквием» часто вывозится театром Ла Скала на гастроли, поскольку это сочинение (единственная «не опера» композитора) впервые было исполнено в Милане в 1874 году. Тогда умер борец за свободу Италии писатель Алессандро Мандзони, и «Реквиемом» Верди почтил его память. Петь будет международная команда солистов, среди которых великолепный российский бас Дмитрий Белосельский. Хором и оркестром управляет маэстро Риккардо Шайи — дирижер с очень успешной и бурной творческой биографией. В молодости любимец великого Караяна, помощник не менее великого Аббадо, а ныне главный дирижер Ла Скала. Верди и Шайи — давние друзья: музыкант, например, выпустил по случаю двухсотлетия со дня рождения композитора диск Viva Verdi, кстати, вместе с оркестром Ла Скала .
Шайи же встанет за пульт финального концерта, в котором исполнят опусы Керубини (Концертная увертюра), Верди (балет «Времена года» из оперы «Сицилийская вечерня») и Россини (увертюра к опере «Вильгельм Телль»).
И можно не сомневаться, что зрители, купившие весьма дорогие билеты, забудут о тратах, услышав знаменитое соло виолончелей, которыми Россини живописует начало бури в Швейцарских Альпах (переходящее, правда, через тихую лирику, во фривольный галопчик). Не зря даже Вагнер, который музыку Россини терпеть не мог, делал для «Телля» исключение.
Объявлен шорт-лист Букеровской премии
Стал известен «короткий список» претендентов на получение престижной Букеровской премии (Man Booker Prize), присуждаемой в области литературы на английском языке. Список опубликован на официальном сайте премии.
В него вошли шесть авторов из лонг-листа, состоявшего из тринадцати писателей-номинантов. Среди них — два американских писателя (Пол Битти с социальным романом «Распродажа» и Оттесса Мошфех с психологическим романом «Эйлин»), два британских (Дебора Леви с книгой о проблеме взаимоотношений матери и дочери «Горячее молоко» и Грэм Макрае Бурне с судебным романом «Его грязный план»), один британо-канадский (Дэвид Шалай с книгой «Все, что представляет собой человек») и один канадский (Мадлен Тиен с семейной сагой «Не говори, что у нас ничего нет»).
В списке не оказалось лауреата Нобелевской премии по литературе 2003 года южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутзее, который дважды удостаивался Букеровской премии в 1983 и 1999 годах за романы «Жизнь и время Михаэля К.» (Life & Times of Michael K) и «Бесчестье» (Disgrace). В лонг-листе Кутзее был представлен романом «Детство Иисуса» (The Schooldays of Jesus).
Лауреат Букеровской премии будет объявлен 25 октября и получит награду в размере 50 тыс. фунтов стерлингов. (65,6 тыс. долларов).
Ни одна из книг, претендующих на награду, еще не переведена на русский язык.
Букеровская премия вручается с 1969 года. Ранее она присуждалась только за романы на английском языке, написанные авторами из стран Содружества, Ирландии и Зимбабве, но с 2014 года награду может получить автор романа, написанного на английском, вне зависимости от его гражданства.
Лауреатами награды в разные годы были такие авторы, как Салман Рушди («Дети полуночи»), Бен Окри («Голодная дорога»), Кингсли Эмис («Старые черти»), Родди Дойл («Падди Кларк — Ха-ха-ха»), Айрис Мердок («Море, море»). Дважды ее получали Джон Кутзее, Питер Кэри и Хилари Мантел.
В 2015 году Букеровскую премию получил уроженец Ямайки Марлон Джеймс за книгу «Краткая история семи убийств».
Четыре обладателя награды — Уильям Голдинг, Надин Гордимер, Видиадхар Найпол и Джон Кутзее — позже стали лауреатами Нобелевской премии по литературе.
В Ставрополье стартовал Славянский форум искусств "Золотой Витязь"
Открылся он концертом Большого симфонического оркестра под управлением
Владимира Федосеева. Под открытым небом в центре города прозвучали сочинения
Чайковского, Прокофьева, Бородина. По словам дирижера, ему нечасто приходится
выступать open air, но этот формат имеет свои неоспоримые преимущества.
В программе фестиваля – выступления творческих коллективов из России, Болгарии,
Беларуси, встречи с известными актёрами, выставки и спектакли. Всего
запланировано 47 культурных мероприятий в 22 населенных пунктах Ставропольского
края.
Россия подарила Франции коллекцию 65 работ современных художников
Директор Центра Жоржа Помпиду: "У меня такое чувство, что с французскими художниками у нас не прошёл бы этот номер"
В Париже, в Центре Жоржа Помпиду, во вторник произошло событие, которое без натяжки можно назвать историческим. Большая коллекция российского современного искусства второй половины ХХ века (1950–2000 гг.) передана Государственному музею современного искусства и через шесть месяцев экспонирования навсегда останется в фондах Центра. За день до вернисажа обозреватель «МК» прогулялся с кураторами по выставке, узнал, как непросто собиралась эта коллекция, восхитился смелостью директора и почувствовал разницу в жизни музеев у нас и у них.
Директор Центра Помпиду Бернар Блестен еще пока не произнес своей блистательной речи на открытии: «Для нас это очень важное приобретение, поскольку в центре Помпиду уже есть объемная коллекция советского модернизма: Малевич, Гончарова, Ларионов и другие. В этом несложно убедиться, поднявшись на пятый этаж, где все ваши знаменитые авангардисты, но, к сожалению, до настоящего момента у нас не было коллекции российского советского искусства второй половины ХХ века. И нам показалось совершенно необходимым иметь в нашем собрании такую коллекцию, заполнить этот пробел».
Вернисаж состоялся 13 сентября, и этот жаркий сентябрьский день (а на улице плюс 30), без сомнения, войдет в историю как дело государственной важности.
А пока — четвертый этаж Центра Помпиду, одного из самых посещаемых музеев мира. Странное дело, думаю я: еще не произошло открытия, не произнесены речи, еще не выпито шампанское, а люди уже вовсю разгуливают по выставке, картины с объектами разглядывают, и это в то время, как их развешивают и прикручивают таблички. Некоторые даже собак с собой привели. У нас это невозможно.
— Не понимаю, все-таки выставка открыта или закрыта? Откуда столько посетителей? — спрашиваю у куратора с французской стороны Николя Люччи-Гутникова. Он наполовину русский, говорит, что вопрос понял, но отвечает по-французски:
— Публика ходила и тогда, когда мы только начали монтировать выставку. Мы создали такую сложную систему захода/подхода, чтобы, с одной стороны, оградить те 1200 метров пространства, где идет развеска экспозиции, а с другой — ни разу не закрыть музей. Вообще вся эта выставка делалась в такие короткие сроки, что это потребовало усилий всех служб музея. Это был как вызов для нас, такое пари, и, надеюсь, мы его выиграем.
История этого уникального проекта началась год назад. Директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова приехала в Париж, чтобы найти большой музей, где можно сделать серьезную выставку к празднованию установления дипломатических отношений России и Франции: в 2017 году будет как раз 300 лет, как Петр Первый впервые организовал во Франции свое посольство.
— Я хорошо знаю французские музеи: у них планы расписаны на два года вперед, — рассказывает Ольга Львовна, — и в «Помпиду» тоже было все расписано. Но тут звезды сошлись: Центру Помпиду исполняется 40 лет. Его директор Бернар Блестен объявляет 16‑й год годом дарителя. Он думает о расширении коллекции. «А если мы тебе соберем коллекцию русского современного искусства, которого у тебя крайне мало?» — спросила я его. Он согласился.
Свиблова — куратор с российской стороны. Началась работа по поиску картин, разбросанных по всему миру. Полная бесконечных переговоров и подчас изнурительных уговоров коллекционеров, художников или их наследников, приключений шедевров и широких жестов. Ведь стоимость работ немалая, и представить себе, что коллекционеры или родственники художников легко захотят расстаться с картинами, стоимость которых зашкаливает, трудно.
— Я нашла две работы Рабина 64‑го года у коллекционеров, но коллекционеры сказали, что две не дадут, а дадут только одну. Или Бернар Блестен всего один день был в Нью-Йорке, но поехал к черту на рога, чтобы увидеться с Риммой и Валерием Герловиными, которые были первыми концептуалистами. Гордимся, что достали такую работу Андрея Монастырского, что Тейт Модерн теперь может плакать.
В общем, из 1000 работ на старте до финиша, то есть до выставки, дошло 250, по мнению французского куратора, а по мнению российского — под 400, потому что Свиблова считает еще и каждый документ, справедливо спрашивая: «Фотография акции — это не произведение?».
О принципе отбора рассказывает французский куратор Николя Люччи-Гутников.
— Те художники, что были выставлены прежде в западных музеях, не были понятны нашей публике. А для нас было важно поместить их в исторический контекст. И здесь есть видео, которые показывают манежную выставку, «бульдозерную», чтобы публика могла войти еще и в контекст исторический.
Теперь выставка представляет собой карту современного русского искусства — если не детальную, то контурную, но с четко выстроенной системой. Нонконформизм, родившийся в период хрущевской оттепели и Хрущевым же загнанный в подвалы, лишенный публичной жизни. Хорошо презентованы московский концептуализм, соцарт, есть залы Ленинграда и перестройки. Здесь как главные имена в художественной истории СССР и России — Кабаков, Булатов, Пригов, Рабин, Штейнберг, Монастырский, Пивоваров и другие, — так и подзабытые: группа «Мухоморы», «Чемпионы мира», «Перцы», первые концептуалисты Герловины. А рядом с ними таблички частных музеев и многих российских коллекционеров — Семенихиных, Цуканова, Ильина, — кто пожертвовал работы и тем самым увековечил свое имя.
Дмитрий Пригов в Центре Помпиду имеет две комнаты, кто-то уголок, а чьих-то работ вообще нет. Интересуюсь, кто решал в конечном итоге судьбу произведений — быть им в музее или... Предложения кураторов проходили серьезный фильтр: сначала кураторский совет Центра Помпиду из 30 экспертов, затем национальный совет на уровне Министерства культуры, и только после этого 99,9% произведений получили печать и стали частью коллекции. Несмотря на то что Центр Помпиду всегда был в авангарде и первым, например, показал персональную выставку Эрика Булатова, Бернар Блестен признается, что за год работы над русской коллекцией открыл для себя многих художников — например Дмитрия Пригова. Или художников, много лет живущих и работающих в Париже: Шелковского, Янкилевского, Рабина.
Продолжаем экскурсию со Свибловой. Перед глазами советская история 70–80‑х, полная парадоксов, наива, идиотизма, который весело в невеселое время препарировали художники. Вот известная тема — работа/зарплата (два этих слова написаны в столбик на темной доске). Вспоминается герой из «Иронии судьбы»: «Зарплата у меня хорошая, но маленькая». Знаменитое «Молоко» Игоря Шелковского (здоровый треугольный пакет с маленьким металлическим райончиком, одиноко так прилепившимся на одной плоскости), дивные носовые платочки группы «Перцы» — с наивными картинками из советской жизни. Мавзолей из пожелтевшего домино Александра Косолапова. Комнатка с портретами девочек-подростков из далеких 90‑х. Группа АЕС+Ф снимала в самом начале 90‑х девочек, совершивших немотивированные убийства при отягчающих обстоятельствах. Половина детей на портретах — убийцы. Кто? По милым лицам не понять.
За стеклом выложены документы: обязательства «Мухоморов» на 40 процентов повысить эффективность и качество, концептуальность работ, хеппенингов — на 25 процентов. Их глаголы — призывы списочком: овладевайте, воспитывайте, трудитесь, напрягайтесь и так далее. А с цветными коробочками Герловиной, веселенько-весенними, не по сезону, у Свибловой связана своя история.
— На одной, видишь, написано: «Душа. Не открывать, а то улетит». 73‑й год, замечу. А в 90‑е в сквоте в Фурманном я завела для художников раз в неделю выставки на тему «Искусство как удовольствие и удовольствие как искусство». И вот мы как-то подумали, что живем в 91‑м году, получаем из Европы гуманитарную помощь, а ничем хорошим не можем ответить. Придумали: у нас есть русская душа — и стали дышать в коробочки, запечатывать их сургучом и дальше пытаться отправлять. Пригов дышал, Рубинштейн дышал, я дышала — везем с собой в аэропорт 30 коробок. Проходим таможню. Таможенник спрашивает: «Что у вас там?» «Душа», — говорю. «Как душа?» — «Русская душа. У тебя она есть?» — «У меня есть. Открыть можно?» — «Можно, но она вылетит». — «Проходите», — и машет рукой. Мы же не знали в 91‑м, что еще в 73‑м Римма Герловина делала кубики с душой. Я здесь столько удивительных ниточек увидела.
Все, что мы сделали, — это ради художников. 65 русских художников, 60 из которых и не мечтали оказаться в Бобуре, теперь здесь. Второе: коллекционеры объединились и поняли, как это хорошо — дарить. Наконец, эта акция важна и для молодого русского искусства, у нас появилась плеяда талантливых художников. Им трудно: рынок стоит, и, чтобы они не задохнулись, надо, чтобы на них смотрели. Наша задача, чтобы такие коллекции русского искусства появились везде в мире.
Спрашиваю директора Центра Помпиду:
— За год подготовки русской выставки вы испытывали политическое давление? Ведь отношение у Европы к России сейчас вполне определенное — «империя зла».
— Ни одной секунды, абсолютно. Я бы никогда не позволил, чтобы на меня оказывали давление. Более того, скажу, что для меня эта выставка ни в коем случае не завершение. Все только начинается. Я верю в силу искусства, в силу образования, именно поэтому я принял решение, что эта коллекция будет показываться полгода, и я верю, что благодаря этому мы сможем пробудить интерес к тому, что было совершенно незнакомо европейскому современному зрителю. И я хотел бы снять шляпу перед вами, русскими, потому что то чувство гордости, которое вы испытываете по отношению к своей культуре, — именно оно стало двигателем этого проекта.
Выставка «Коллекция» продлится до конца марта и будет сопровождаться большой образовательной программой с участием российских художников.