Слегка запоздалый репортаж - прямо с автосборочного конвейера

Можете не сомневаться – «польскую отвёртку» поляки из своих рук не выпускают. Они не могут позволить себе такой роскоши, чтобы приглашать на современные предприятия гастарбайтеров. В Польше отнюдь не случайно сегодня едва ли не самая низкая безработица в ЕС. И не только потому, что официальная Варшава занимает «особую» позицию по проблеме мигрантов. Рабочие на провинциальных предприятиях получают не самую высокую по европейским меркам зарплату – около 1000 евро в месяц, но имеют неплохую квалификацию.

Сборочное производство в Неполомице неподалёку от Кракова обеспечивает немалую, и в полном смысле слова "львиную" долю поставок большегрузных машин в Россию. И дело не только в том, что эмблемой большегрузных MAN является лев. На сборочном заводе в Неполомице автор побывал полтора месяца назад, предварительно посетив отчётную пресс-конференцию восточно-европейского отделения компании MAN (читайте http://www.svodka-plus.ru/otrasli/article/10779)

Теперь пришло время немного рассказать о самом производстве. В своё время, точнее в 2000-е годы, компания MAN, похоже сделала очень удачный выбор в пользу Краковского воеводства для размещения сборочного производства своих грузовиков, ориентированного на Восточную Европу.

После двух лет строительства – в 2007 году сборочное предприятие MAN Truck and BUS в Неполомице приступило к работе. 96 грузовиков в день, 20 тысяч в год собираются здесь в две смены из компонентов, поступающих с других предприятий MAN. Сборка идёт на довольно компактном заводе площадью 225 тыс. кв. м. Численность рабочих – около 750 человек, в большинстве своём жителей окрестных селений и городков.

Они, в итоге напряжённой работы и дают старт грузовикам и самосвалам всего модельного ряд MAN, причём очень значительная часть из них поставляется в Россию. Впрочем, в самой Польше их продаётся ещё больше – почти 6 тысяч в 2018 году, и это на две тысячи больше, чем было реализовано в России. Зато в нашей стране приобретают намного больше подержанных MANов, что неудивительно – цены на них значительно ниже, а немецкое качество с возрастом вообще-то никуда не уходит.

Производство в Неполомице отличается предельно высоким уровнем автоматизации, а модульный принцип сборки даёт возможность гибко комплектовать каждый очередной грузовик на конвейере. Несмотря на то, что в Неполомице есть и пункты для проведения лакокрасочных работ, предприятие практически не наносит никакого ущерба экологии, что обеспечивается самыми жёсткими нормативами и современными технологиями очистки воды.

Завод в Неполомице - это одно из немногих польских предприятий с системой управления окружающей средой, сертифицированной в соответствии с высокими стандартами системы EMAS и сертификатом OHSAS 18001:2007. Полтора года назад на заводе была произведена очередная модернизация, когда здесь ввели новый способ монтажа, который не имеет аналогов в мире.

Старт самому процессу конвейерной сборки очередного MAN даёт доставка рам автомобилей к началу конвейера. Но до этого раму зачищают, грунтуют и дважды красят. Собственно сборка начинается с монтажа осей, тормозных механизмов и карданных валов. Передвигающаяся под управлением компьютера по электрическому монорельсу самоходная тележка завозит оси под раму для монтажа. И в таком энергичном автоматизированном темпе сборка грузовика продолжается на каждом из 13 этапов конвейера.

Далее проводится установка трубопроводов и электропроводки, на следующем посту совё место занимает карданная передача, затем – аккумуляторная батарее, монтируется система выпуска отработавших газов, после чего устанавливаются модуль MGK, водительская кабина, бензобак и колеса, ограждающий щиток и бампер. На самом финише автомобиль выходит на линию завершающей обработки.

К концу 2018 года на заводе было произведено уже 120 тысяч грузовиков, первый из которых по-прежнему стоит внутри большого зала, эффектно украшенный польским белым орлом. За 12 лет работы на счету завода MAN в Неполомице немало наград, начиная с титула «Завод года» в номинации «Безупречное серийное производство», и кончая недавней победой в национальном конкурсе Государственной инспекции труда «Работодатель – организатор безопасной работы».

Понятно, что успехи предприятия проявились отнюдь не на ровном месте – помимо очень достойной для Польши оплаты труда, большое значение здесь придаётся не только организации работы, но и решению социальных вопросов.

Пенсионные отчисления и медицинское обеспечение осуществляются по стандартам, принятым в ЕС, но и на самом заводе делается всё возможное, чтобы работа действительно была в радость. Чего стоит, к примеру, тренажерный зал для сотрудников, или теннисные столы в уютных зонах отдыха, размещённых вдоль всего сборочного конвейера. Помимо этого, компания обеспечивает рабочих картами для посещения любых тренажерных залов и фитнес-центров Польши.