Кто ответит, почему Китай, как и пять лет назад, снижает цены на бензин, а Россия – нет

От редакции. Этому интервью уже пять лет. Но с тех пор на рынке топлива мало что изменилось, несмотря на то, что мы пережили пандемию и переживаем СВО вместе с санкциями.

Если не скучно, прочитайте, что ещё пять лет назад говорил президент российского топливного Союза Евгений Аркуша о том, почему росли и растут цены на бензин, можно ли их регулировать и как доказать, что некачественное топливо испортило работу автомобиля.

Рост с инфляцией

- С начала июля начали расти цены в 48 регионах России. Эксперты прогнозируют повышение до 9 рублей. Это так?

- Евгений Аркуша: Нет. Есть чёткая установка правительства: если подорожание и будет, то только в пределах инфляции. К тому же в конце июля Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизель. Суть этого механизма в том, что при повышении экспорт­ной цены на бензин и дизель относительно внутрироссийской, государство восполняет нефтекомпаниям часть этой разницы. Это делается, чтобы нефтяники не повышали цены на топливо внутри страны. Задача регулятора – обеспечить топливом потребителей. В принципе у нас производство не в дефиците, но большая его часть уходит на экс­порт. Когда государство обеспечит приоритет внутреннего рынка относительно экспорта, цены перестанут расти.

Сейчас же снижается базовая цена продажи бензина, с которой сравниваются экспортные цены. А значит, компенсационный демпинг повышается. Для бензина А-95 она снизится с 56 тыс. руб. до 51 тыс. за 1 т. Получается, эти 5 тыс. руб. разницы получат нефтяные компании. Для дизеля оптовая цена будет снижена с 50 тыс. руб. до 46 тыс. за 1 т.

Правда, потребитель топлива не заметит, что базовые цены снизились. В рознице стоимость топлива будет продолжать расти вместе с инфляцией. Главное сейчас, чтобы нефтяники сдержали договорённость с государством и не воспользовались возможностью получить деньги от работы нового закона и повысить стоимость топлива. За этим следит ФАС.

– Вы говорили, что сдерживать цены на бензин можно за счёт запасов Росрезерва…

– Не совсем так. Есть отдельные регионы (Приморье, Амурская область, Ямал), где ситуация с ценами нестабильна. Они часто сильно повышаются. Я предложил стабилизировать цены конкретно в этих регионах за счёт резервов, которые и хранятся там. Регулярно в запасах происходит освежение топлива, старое (но не значит некачественное) замещается новым. И вот как раз выходящее топливо можно было бы продавать дешевле для нужд автомобилистов Дальнего Востока, а не экспортировать его. Уверен, автомобилисты такое раскупили бы в течение месяца.

– Кстати, Китай недавно смог снизить розничные цены на бензин, поскольку цены на нефть упали. У них получается...

– Всё определяется фискальной политикой государства. У нас высокая налоговая нагрузка. 70% в конечной цене литра топлива на АЗС – это налоги. Причём они растут каждый год. Но мы добываем нефть, и у нас самые низкие розничные цены в Европе. А те страны, которые покупают нефть, при том же уровне налоговой нагрузки имеют цены в 2–3 раза выше. Им есть с чего эти цены понижать, чтобы сохранять прибыль.

– В России обычно две проб­лемы с бензином: недолив и неликвид. Как они исправляются?

– За это отвечает Росстандарт. Он и добился введения увеличенных оборотных штрафов за реализацию недобро­качественного топлива и недолива. Так, АЗС могут наказать штрафом в 1% от оборота в год, или не меньше 500 тыс. руб. А за повторное нарушение – уже в 3% от оборота в год, или не меньше двух млн руб. Ожидаем, что в этой части снизится количество нарушений.

– А с каким видом топлива наибольшие проблемы?

– С дизелем. Есть большое число суррогатов нефте­продуктов, близких к дизелю по всем параметрам, кроме содержания серы. А сера – это безопасность и экология. Да, машина сможет ездить на таком топливе, но потребует ремонта раньше, чем нужно было. Впрочем, сейчас акцизы на суррогаты стали выше, чем на дизель, и торговать ими стало невыгодно. За счёт этого резко возросли поставки настоящего дизеля на рынок.

Бегите от дешёвого

– Но тем не менее, как я понимаю, всё равно можно нарваться на некачественное топливо.

– Да. Но на самом деле понять это очень легко. Главный признак – цена. Если в одном и том же регионе вы видите заправки с разницей в цене за топливо в 3–5 руб., бегите подальше от той, которая дешевле. Дешёвым качественное топливо быть не может.

– Как предъявить претензию к заправке, если залили неликвид?

– Можно, конечно, сразу обратиться на «горячую линию» Росстандарта, который обязан провести внеплановую проверку. Но это очень долгая история. Имеет смысл сохранить чек, взять самому пробу топлива из бака и заправки, сфотографировать паспорт качества топлива (он есть на каждой АЗС). Эксперт в лаборатории должен сделать заключение о качестве топлива. С этим заключением уже пишите претензию на заправку и ждите ответа администрации. Она должна либо возместить вам траты на бензин и лабораторию, либо восполнить расходы на ремонт автомобиля, если поломка произошла из-за некачественного топлива.