Российская атомная энергетика теперь в повестке борьбы с глобальным потеплением

Что, если не газ?

Климатическую конференцию G-20 в Глазго едва не сочли провальной из-за того, что там так и не появились лидеры России, Китая и Бразилии. Тем более, что 16 друзей британского премьера Бориса Джонсона разнесла в пух и прах... аж сама Грета Тунберг.

Однако рабочая часть форума явно удалась, в первую очередь потому, что «зелёная волна» быстро сошла на нет, а разговор пошёл просто по делу. И пусть глобальные ориентиры, намеченные для мировой энергетики и экономики в целом мировыми лидерами, приняты как данность.

Но это не отменяет необходимости привлечь к теме профессионалов, которые не только смотрят на годы вперёд, но и готовы многое делать прямо сейчас. И тот факт, что на форуме, где про климат и экологию говорили, не забывая Чернобыль и Фукусиму, предоставили право выступать самим атомщикам, не стал сенсацией.

8 ноября на всемирной экологической тусовке в шотландском Глазго вообще стал днём атомной энергетики. В том числе и российской, кроме которой от активного развития в настоящее время реально не отказалась только китайская. Ну, и быть может – французская, хотя там всё очень сложно.

И прежде всего, из-за нарастающих проблем с переработкой и хранением ядерных отходов. Несмотря на оптимизм ряда учёных из отрасли, до обратимого ядерного цикла ещё очень далеко, хранилище МАГАТЭ в Казахстане, неплохо разрекламированное, пока ещё принимает далеко не всё и не сразу.

В то же время, по оценке экспертов Центра Карнеги, представители которого тоже есть в Глазго, «русские, обладающие значительными профильными мощностями, сейчас тоже весьма ограничены в возможностях по этой части (захоронения отходов – ред.). И политически, но в первую очередь – технологически».

Потепление? Аксиома?

Прямых и научно обоснованных доказательств пагубного влияния человеческой деятельности на климат, по-прежнему не предъявлено. Как не предъявлено и доказательств, что атомная энергетика наносит больше вреда, чем те же ветряки или солнечные панели, которые уже тоже надо захоранивать.

Главные недостатки АЭС, в отличие от «зелёной» энергетики, хорошо известны. Даже без учёта аварий, а ведь до Чернобыля и Фукусимы были ещё и Челябинск, и Тримайл-Айленд - это наличие радиоактивных отходов и непроизводительное выделение тепла.

Однако атомные станции, по сравнению с другими, выделяют значительно меньше парниковых газов в расчёте на выработанную ими энергию. Влияние АЭС на климат вообще минимальное, и к тому же довольно странно рассматривать выбросы чистого водяного пара от атомных реакторов в качестве парникового эффекта.

Именно исходя из этого, Китай и Россия и готовы отстаивать атомную энергетику в качестве «зелёной». Тем более, что она гарантирует прогресс в целом ряде смежных отраслей, таких, например, как ядерная медицина и космос.

Пока нет другого топлива, которое сможет обеспечивать космические корабли в случае их выхода за пределы солнечной системы. Там солнечные батареи уже не помогут.

Нельзя также забывать, что АЭС в скором времени станут источником энергии для производства водорода, который уже признан в качестве ещё одного альтернативного энергоресурса. То, что «атомный» водород безопасен ещё не принято в качестве аксиомы, но это же дело техники, хотя инвестиции в производство водорода тормозятся чуть ли не на старте.

Русские дни

Вообще-то «День атома» в Глазго журналисты тут же окрестили русским, и не только потому, что «чистый атом» был представлен в российском павильоне. Однако первым делом они растиражировали сенсационные заявления Билла Гейтса, главы корпорации «Microsoft».

После того, как Гейтс заявил, что «современные более безопасные атомные реакторы могут помочь в борьбе с изменением климата», его, того и гляди, вообще назовут автором идеи о признании атомной энергетики «зелёной».

О главе «Microsoft» ещё будет сказано, а на первом русском дне в Глазго можно было познакомиться с иной, помимо газовой, альтернативой «зелёной» энергетике. Россия вместе с Китаем отнюдь не случайно прислали делегации в Глазго как раз с предложением признать атомную энергетику «зелёной».

Такое признание откроет перед русскими и китайскими ядерщиками широкую перспективу продвижения мирного и чистого атома в развивающиеся страны. Там прекрасно осознают сложности с внедрением атомной энергетики и трезво оценивают, насколько дорого обходится строительство АЭС и иных атомных объектов.

Тем не менее, дефицит энергии, практически неизбежный, если в этих странах будет продолжаться опережающий экономический рост, требует каких-то решений. На саммите в Глазго уже не раз отмечалось, что переход на модные в Европе и США ветроэнергетику и солнечные батареи вряд ли существенно дешевле, чем использование атомной энергии.

Но самое главное, что он, в отличие от строительства АЭС, отнюдь не обещает ликвидацию дефицита энергии в обозримом будущем. Россия за последние годы получила заказы и уже приступила к реализации целого ряда атомных проектов, о многих из которых едва ли не впервые можно узнать в Глазго.

На форуме были также представлены виртуальные онлайн-туры на Ленинградскую и Белоярскую атомные станции, а также видеопоказы, посвященные просветительскому проекту Росатома «Атом для людей».

Предваряя русский день в Глазго, на форуме выступил глава «Росатома» Алексей Лихачёв, который особо отметил, что «ядерная энергия — не единственный источник зеленой энергии. Климатические цели могут быть достигнуты только путем объединения ветра, солнца, ядерной и гидроэнергетики».

«Мы называем эти четыре источника энергии зеленым квадратом, где атомная и гидроэлектростанция обеспечивают базовую нагрузку, а ветер и солнце отвечают за пиковую нагрузку», отметил Лихачёв, который убеждён, что в современных условиях особенно «важно диверсифицировать».

«Не случайно, помимо АЭС «Росатом» строит ветропарки. Мы разрабатываем малые модульные реакторы и работаем над чистыми водородными технологиями.

Одним из особых направлений для нас является разработка технологий замкнутого топливного цикла. В этом году мы начали строить БРЕСТ. Это первый в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах IV поколения, на котором будет перерабатываться отработанное ядерное топливо».

Только без русских

В Глазго, впрочем, пришлось вспомнить и то, что русская «атомная экспансия» оказалась многим не по нраву, как, кстати, и «газовая». Хотя, по их же словам, именно проблемы с газом вынудили взяться за перо и выступить с намерением развивать в своих странах атомную энергетику сразу нескольких европейских чиновников.

Министр экономики, финансов и восстановления Франции Брюно Ле Мэр, а также премьеры, министры экономики и министры энергетики Финляндии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Хорватии, Словении и Болгарии выступили со статьёй, которую коллеги-журналисты тут же метко назвали душещипательной.

Итак, по их единодушной оценке, Европе нужны стабильные источники энергии. Недорогие и пригодные для защиты климата. Атомная энергетика тоже подойдёт. Такую роскошь, как отказаться от АЭС, пусть себе позволяет богатая Германия.

Во-первых, АЭС – это источник как раз стабильный, где цена прогнозируется заранее и не меняется. Колебания возможны, но незначительны, и таких скачков, как с газом, можно не бояться.

Во-вторых АЭС – это безуглеродная энергетика. Евробюрократы могли бы пойти и дальше, сразу признав атомную энергетику «зелёной».

В-третьих, «зелёные» солнечная и ветряная энергия слишком не надёжны. Объёмы вырабатываемой ими энергии, если и растут, то слишком медленно, и возмещать их, в обозримом будущем нечем.

При производстве ветряков и солнечных батарей выделяется значительное количество СО2. Отходы будут не меньше, чем от АЭС, хотя потенциально и не столь вредными.

Между тем, о том, чтобы заказать строительство АЭС у «Росатома», не может быть и речи. К продолжению сотрудничества реально готовы только Финляндия и Венгрия, в то время как практически взяли курс на его свёртывание Чехия с небезызвестным проектом в Дукованах и Болгария со своей старой АЭС «Козлодуй» и новой «Белене».

Но зато с Microsoft

В завершение темы развития атомной энергетики, обещанное о Билле Гейтсе. Так вот, именно он ничуть не сомневается, что «отказ от атомной энергетики может привести к проблемам с электроснабжением».

Комментируя для небезызвестного Handelsblatt дискуссию по поводу германского атомного ренессанса, бизнесмен отметил, что «отключение атомных реакторов затруднит обеспечение надёжных поставок электроэнергии и выгодных цен».

Глава Microsoft считает, что «ни одно решение нельзя исключать, не убедившись в надежности возобновляемых источников энергии, а также не проверив расходы. При этом он полагает, что потребность в электроэнергии будет только расти».

Сам Билл Гейтс, как известно, в настоящее время финансирует предприятие, строящее атомный реактор нового поколения. По сообщения отраслевых ресурсов, речь, среди прочего, идёт о возможности многократного использования ядерного топлива.