Вряд ли запрет на экспорт необработанной древесины остановит бесконтрольную вырубку

Закон что дышло

Удивляет порой святая вера россиян в силу закона. И это в стране, где невыполнение, и даже простое право на невыполнение закона считается чуть ли не привилегией. И это в стране, где в ходу, даже в почёте известное изречение о том, что глупость наших законов в полной мере компенсируется их неисполнением.

Не так давно введены новые запретительные меры, но будет ли от них хоть какой-то толк, пока непонятно. Ситуация в российском лесном комплексе уже которое десятилетие, мягко говоря, далека от благополучной (см. Битва за русский лес. Всё только начинается ).

И не в последнюю очередь так происходит, благодаря цепкой и, похоже, бессрочной «привязанности» лесов Сибири и Дальнего Востока к потребностям Китая. По данным международной торговой статистики и Greеnpeace, за 2020-21 гг. доля Китая в объеме легального экспорта из РФ необработанной древесины почти достигла 50%. А в объеме нелегального - свыше 70%.

При этом не меньше 80% совокупного объема экспорта из РФ этой продукции приходится на Восточную Сибирь и Дальний Восток, в т.ч. отсюда идёт свыше 90% нелегального лесоэкспорта (из его общероссийского объема). Для стимулирования такого «партнёрства» в КНР периодически снижаются тарифы на железнодорожные и автоперевозки той же продукции из РФ.

Кроме того, китайский торговый и лесной бизнес, по ряду данных, к настоящему времени имеет, как минимум, 60-процентную долю в бизнесе «чёрных лесорубов» в тех же российский регионах. Прежде всего потому, что экспортные расценки российских нелегалов «от леса» остаются минимальными.

Зато до 85% объема мебельной и смежной продукции, поставляемой из КНР в РФ, приходится на продукцию, изготовленную из российского сырья. Характерно, что в Китае не скрывают растущую заинтересованность в легальном и нелегальном ввозе из РФ сугубо сырьевой лесопродукции. Точнее, в буквальном смысле, брёвен.

И никаких конкретных проектов по лесопосадкам/лесоразведению в тех же регионах РФ китайская сторона поныне не предлагает. Собственно говоря, зачем тратиться на такие проекты, когда поток лесосырья из РФ в Китай без того масштабный и, главное, надёжный?

Продолжение следует