Там когда-то был ручеёк
Есть в Москве переулки тихие, живописные, но совсем позабытые, а есть наполненные какой-то особой энергетикой. И жизнь там пусть и не бьёт ключом, но пульс её чувствуется здорово, причём уже с давних пор. Старый Даев и не самый молодой Докучаев по обе стороны Садового кольца — как раз из таких.
Прогулка по Даеву, особенно если начать её со Сретенки — это удовольствие, переходящее на финише в некоторое разочарование. Уходит в пространство уютная прелесть тихого московского центра, появляются громоздкие офисы, шуршат шинами иномарки, а народу, то есть обычных жителей, становится меньше.
Однако на старте Даева с атмосферой всё в полном порядке, и впечатляет первый же дом, числящийся вообще-то по Сретенке, дом с колпаками или куполами, но о нём — чуть ниже.
Даев переулок поначалу был Лупихиным, по имени старого кабака «Лупиха», позднее Даевским, названным так в память домовладельца - статского советника Петра Даева.
В советское время его, как ни странно, даже не переименовали, и он из числа тех самых Сретенских, верхних. Верхними числятся переулки по правой, если двигаться из Москвы, стороне этой древней улицы.
Почти все они, в том числе Даев, проложены по бывшим канавам, ручейкам или овражкам и в престижных не числились, не то что сегодня.
Нижние сретенские переулки — это левая сторона Сретенки, и они спускаются к Неглинке, то есть к Трубе, в которую когда-то заключили речку. Все они либо упираются, либо минуют как раз Трубную улицу, бывшую Грачёвку с её притонами и барахолками, и выходят к Цветному бульвару, где цирк Никулина, бывший круглый кинотеатр «Мир» и раньше был Центральный рынок.
По домам и дворам
Удачно поймать оба колпака на фото — это для профессионалов. А привычного обувного магазина на первом этаже довольно давно нет.
Итак, начнём с дома с колпаками , где не только жила младшая сестра бабушки моей супруги, но и все советские годы процветала торговля обувью. Легальная и не очень — именно на Сретенке, 26/1 было несложно отовариться с рук чем-нибудь фирменным, а то и ручной работы — от армян или айсоров.
Дорого было, конечно, неимоверно, но не зря говорится, что мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. И торговаться уходили обычно на Даев переулок или в параллельный ему Селивёрстов. Лучше, конечно, вовсе во двор, вполне приличный, но туда большинство покупателей удаляться побаивалось.
И совсем напрасно — двор никогда не пустовал, к тому же здесь было и остаётся полно пристроек от контор и питейно-питательных заведений. Сейчас двор обжили автовладельцы и студенты Московского горуниверситета, считай — коммунального, но хозяевами пока остаются всё-таки мамочки с колясками, и все не прочь перекусить тут на свежем воздухе.
Это не случайно — первый двор по Даеву всегда был альтернативным для желающих сообразить на троих, если они не заходили в легендарную советскую «Чебуречную» на Колхозной площади, бывшей и нынешней Сухаревской. Обычно эта публика скромно отоваривалась соленьями в бывшей частной лавочке - магазине «Грибы».
Да, у слегка пижонских «Даров Природы» с дорогущими олениной и медвежатиной был дублёр. Похоже, оттуда и пошло по анекдотам в ответ на «Откуда грибы?» незамедлительное «Грыби туда», ну или отсюда, в зависимости от настроения и тона вопроса.
Уходя вглубь по переулку, оставляем позади дом, куда совсем юным переселился из Таганрога начинающий писатель Антон Чехов. Переселилась, конечно, семья, сначала на Грачёвку, потом — в Даев, где доходный дом числился за Морозовым и Леонтьевым.
Дальше по правой стороне вплоть до Костянского переулка тянется почти глухая стена жилых домов с воротами и подворотнями. Сторона левая регулярно меняется, и никто там надолго не остаётся, ну не цепляют публику задники поликлиники и военкомата.
Изначально Даев выводил только на Уланский переулок, потом прорвался на Новокировский проспект, ныне носящий имя академика Сахарова. Вряд ли переулок украсили многоэтажный монстр с фото выше и дом 20 с бизнес-центром «Даев-плаза», у которого весьма оригинально срезана крыша. Не шедевр, конечно, но люди там трудятся и вокруг хотя бы опрятно.
А ещё в Даевом уж точно позитивно сказывается присутствие на переулке или совсем рядом социальных учреждений. Мамочки с детьми, студенты и школьники, пожилая публика — скучать тут точно не придётся. Есть и где закусить, а если совсем невтерпёж — и выпить.
Кафе, рюмочные и небольшие рестораны меняются тут местами почти регулярно, из хотя бы относительно известных сейчас не назову ни одного. Сказывается по всему району и восточный вектор, прочерченный многие годы назад той самой «Чебуречной», и нашествие сетевиков с пиццериями и кофейнями.