В ЦСР отмечают существенный рост на рынке коллективных средств вложения

К 2030 ГОДУ ОБЪЕМ РЫНКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В РОССИИ ДОСТИГНЕТ 2,3 ТРЛН РУБЛЕЙ, РЫНКА КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ - БОЛЕЕ 1,2 ТРЛН РУБЛЕЙ

К 2030 году объем рынка коллективных средств размещения (КСР) в России достигнет 2,3 трлн рублей, а рынка краткосрочной аренды (КА) превысит 1,2 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Центра стратегических разработок, который провел второе комплексное исследование рынка краткосрочной аренды, расширив его анализом рынков коллективных средств размещения и туристических услуг.

Индустрия туризма состоит из рынков проживания, транспорта, питания и развлечения. По оценке ЦСР, валовая добавленная стоимость всей туристической индустрии к 2030 году может достигнуть 15,6 трлн рублей – 5% ВВП, при этом наибольшим рынком сегодня является рынок проживания – 28%, а наименьшим – развлечения и досуга – 21%. Согласно нашим прогнозам, рынок проживания останется крупнейшим до 2030 года и будет расти со среднегодовым темпом на уровне 19%, в то время как темп роста других рынков будет на уровне 17%.

Рост рынка проживания будет обеспечиваться за счет наращивания номерного фонда, загрузки номеров и стоимости в сегменте коллективных средств размещения, а в секторе краткосрочной аренды за счёт роста объемов ввода жилых домов и стоимости аренды. Общее влияние на оба сегмента окажет цифровизация экономики.

По сравнению с итогами 2023 года (585 млрд рублей) рынок КСР к 2030 году ожидает рост до 2, 3 трлн руб. Рынок КА, в свою очередь, вырастет почти в четыре раза с текущих 333 млрд рублей до более 1,2 трлн рублей к 2030 году. При этом на рынке КА будут доминировать онлайн тревел-агентства (ОТА) со средними показателями роста 34% в год, тогда как альтернативные каналы (офлайн-продажи, сайты объектов, соцсети и др.) будут расти лишь на 11%. В итоге проникновение ОТА на рынке краткосрочной аренды вырастет с текущих 45% до 71% к 2030 году.

Также в целях стимулирования развития индустрии с 2025 года будет запущен национальный проект «Туризм и гостеприимство», работу по формированию паспорта которого в настоящее время завершает Минэкономразвития. В частности, в рамках проекта до окончания 2030 года установлен целевой показатель числа туристических поездок с размещением в объектах КСР 140 миллионов туристов из них 16 миллионов иностранных.

Как отметила заместитель генерального директора ЦСР Екатерина Кваша: «Основными драйверами развития индустрии туризма в России будут: рост реальных доходов населения, популяризация внутреннего туризма, цифровизация экономики и туристического рынка, улучшение туристической инфраструктуры и сервиса в регионах, комплексная государственная поддержка отрасли. В свою очередь, цифровизация спроса и предложения, удовлетворяющего запрос более половины населения на самостоятельное планирование отдыха, и рост роли платформ и онлайн-агрегаторов гарантированно ведут к росту в сегменте краткосрочной аренды и КСР».

С выводами исследования согласны эксперты и представители онлайн платформ поиска и бронирования жилья. Основатель крупнейшего вертикального игрока на рынке онлайн бронирования Юрий Кузнецов отмечает тенденцию цифровизации и роста технологического уровня в индустрии. По его словам, «рынок становится прозрачным и цивилизованным, когда способность сервиса предоставить широкий выбор по справедливой цене, удобство приложения, прозрачность системы оплаты, качество службы поддержки играют всё более значительную роль в успехе рыночных игроков. Поэтому мы, помимо постоянной работы по расширению количества объектов для аренды, которое уже достигло 250 тысяч, делаем ставку на технологичность и удобство сервиса».

Управляющий директор сервиса «Островок.ру» Дарья Кочеткова подчёркивает, что «Туристический рынок растет вместе с общим трендом на диджитализацию всех сфер экономики. Туристы обращаются к ОТА, потому что это простой и удобный способ спланировать поездку, причем неважно, внутри страны или за ее пределами. Владельцы объектов размещения осознают масштаб аудитории агрегаторов и ее ежегодный рост, поэтому стремятся присутствовать на этих площадках. Онлайн-тревел агентства зарекомендовали себя как надежные инструменты для планирования поездок, и учитывая тренд на рост внутреннего туризма мы ожидаем, что их доля будет расти».

Заместитель генерального директора ЦСР Екатерина Кваша выразила благодарность за помощь в подготовке исследования коллегам из Минэкономразвития, Росстата, АТОР, Авито, Bronevik.com, МТС Travel, Островок, Суточно.ру, Туту.ру, ЦИАН, Яндекс Путешествия и Realty Calendar – за экспертные интервью, предоставленные данные.