Сергей Миронов: государству нужно в корне менять подходы к работе с малым и средним бизнесом

За последний год, согласно подсчетам экспертов, прекратили работу свыше одного миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Новых компаний было зарегистрировано свыше 800 тысяч, однако "невозвратные" потери составили около четверти миллиона предприятий МСП. И дело тут не только в последствиях пандемии.

Негативные тенденции обозначились гораздо раньше. По оценке Росстата, с 2017 года по конец 2018 года доля МСП сократилась с 22% до 20,2% в ВВП (15 млн занятых). Этот показатель хуже, чем в 2008 году – 21% МСП в ВВП. Уже очевидно, что уровень МСП в 32,5% ВВП к 2024 году, заложенный в национальном проекте по развитию малого и среднего предпринимательства и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы, не будет достигнут.

На этом фоне деятельность Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства вряд ли заслуживает положительной оценки. Оперативные меры Правительства по поддержке МСП в условиях пандемии окажут, скорее, паллиативный эффект, но не приведут к существенному улучшению ситуации.

Это лишний раз доказывает, что нужно не заниматься прожектерством, бюрократизировать проблему, а сделать ведение предпринимательской деятельности максимально доступным для граждан.

Несмотря на все попытки дифференцировать налоговые режимы для субъектов МСП, на практике выбор оптимального налогового режима, ведение бухгалтерского учета по-прежнему остаются непростым делом. Люди боятся идти в предпринимательство из-за неподъемных ставок коммерческой аренды.

Необходимо не просто отменить решение о повышении НДС с 18% до 20%, а снизить НДС до 15%. Нужно пойти по пути предоставления налоговых каникул для субъектов МСП на 3-5 лет при условии создания рабочих мест и стабильности работы компаний. Требуется ревизия объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности с целью выявления площадок и помещений, которые на льготных условиях – безвозмездно на 3-5 лет – предоставить субъектам МСП. Предприятия МСП, которые доказали свою эффективность, должны иметь широкий доступ к льготным кредитным ресурсам. Необходимо работать над совершенствованием патентной системы. Надо максимально расширять участие предприятий МСП в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Только кардинальное изменение всей системы поддержки МСП на основе нестандартных подходов, динамизма, гибкости способно в перспективе обеспечить рост занятости в этом секторе до 25 миллионов человек, обозначенный в указе Президента о национальных целях развития до 2030 года.