Продолжение. Начало - см. Вопрос сегодня не праздный - тепло ли тебе, девица?
Сегодня самое время рассказать о проекте, вышедшем из стен комитета по энергетике Госдумы РФ.
Модель так называемрй «альтернативной котельной» - ценовые зоны теплоснабжения - были введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
Суть модели в том, что определяемая в каждом поселении или районе, в каждой ценовой зоне единым центром ответственности в системе теплоснабжения становится единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Вместо государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. Он определяется исходя из цены так называемой «альтернативной котельной», то есть расчетного альтернативного источника теплоснабжения.
В расчёте цены «альтернативной котельной» учитываются модельные топливные затраты на производство тепловой энергии, капитальные затраты на строительство котельной и тепловых сетей, стоимость оборудования, рыночная стоимость капитала, расходы на уплату налогов, прочие расходы на производство тепловой энергии.
Дополнительным эффективным инструментом, обеспечившим устойчивость модели «альтернативной котельной» стали соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, в которых зафиксированы темпы роста цен на тепловую энергию для потребителей и финансовые гарантии обязательств ЕТО.
В результате перехода
к «альтернативной котельной»
происходят значительные изменения в
системе хозяйственных отношений в
сфере теплоснабжения: ЕТО получает
гарантии возврата инвестиций в
виде долгосрочной неизменности правил
ценообразования, фиксации на долгосрочный
период плана инвестиций и целевых
показателей
функционирования системы
теплоснабжения, при этом
наделяется ответственностью за
надежность и качество теплоснабжения по
договорам теплоснабжения перед каждым
потребителем и соблюдени значений
параметров надежности и качества
теплоснабжения.
Инвестор, вкладывая
средства, получает гарантию того, что
государство не поменяет правила игры
и в долгосрочной перспективе средства,
вложенные в
модернизацию теплоснабжения,
вернутся к нему.
В модели «альтернативной
котельной» также изменяется система ценового
регулирования отрасли с переходом от
государственного регулирования всех
тарифов в сфере теплоснабжения к
установлению долгосрочной динамики
цен на тепловую энергию в рамках
предельного уровня цены на тепловую
энергию, рассчитываемого региональным
органом регулирования по правилам,
установленным Правительством
РФ и не зависящим
от экономики конкретной
теплоснабжающей
организации.
Существующая практика подтверждает применимость модели «альтернативной котельной» в различных по климатическим, экономическим, социальным условиям регионах России, так и в муниципальных образованиях с различной численностью населения и разным исходным состоянием систем теплоснабжения.
В этой модели сегодня работают как крупные города (в том числе, Самара, Красноярск Пермь, Новосибирск с населением более 1 млн. человек), так и совсем небольшие, например, поселки Прогресс и Чигиринский сельсовет в Амурской области.
Опыт действующих ценовых зон теплоснабжения подтверждает, что большинство ЕТО конструктивно взаимодействует с органами местного самоуправления по формированию ценовой политики для потребителей и успешно применяют механизмы сглаживания цен.
Резких скачков цен на тепловую энергию для потребителей не произошло, инвестиционная привлекательность деятельности по теплоснабжению возросла за счет создания сбалансированной системы отношений между всеми участниками теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надёжности и качества ее функционирования.
Сегодня идет работа над актуализацией модели «альтернативной котельной». В том числе, на это направлен и законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении», о котором шла речь выше. Он предусматривает утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Предлагаемая норма повысит качество разрабатываемых схем теплоснабжения отдельных поселений, городских округов, а также позволит принимать более обоснованные инвестиционные решения по развитию системы теплоснабжения такого поселения, городского округа.