Окончание. Начало читайте Мигранты и политики
Поток желающих переселиться в Россию оказался не таким уж и маленьким, как это можно было изначально ожидать. В сентябре 2024 г. британская пресса писала, что в течение десяти дней после появления этого указа в Генеральное консульство России в Эдинбурге обратились 17 человек. Первыми в Россию по этому указу переехали американцы Лео Лионель и Шантель Фелис Хэер с детьми 16, 14 и 11 лет.
На июнь этого года, по данным начальника Главного управления по миграции МВД РФ В. Казаковой, за получением разрешения на временное проживание обратились около 1,5 тыс. чел.
Швейцарская газета Tages-Anzeiger в связи с этим отмечала, что для страны с населением 146 млн чел. это не слишком много, но, учитывая количество наложенных на Россию санкций и отсутствие прямого авиасообщения, цифра выглядит впечатляющей. В начале октября ГУ МВД по Москве сообщило, что гражданство РФ в упрощенном порядке по данному указу уже получили 344 иностранца. Не было в прежней версии концепции и пункта об ограничении пребывания в РФ не работающих и не проходящих обучение членов семей иностранцев, которые работают или учатся в России.
Вопрос этот служит предметом ожесточенных дискуссий с тех пор, как в начале сентября этого года выяснилось, что 9 из 10 детей мигрантов, претендовавших на поступление в российские школы, приняты в них не были. Причиной этого стал новый федеральный закон от 28 декабря 2024 г., который ввел два новых требования: подтверждение законности пребывания их родителей в России и сдача тестов на знание русского языка, разработанных для каждого класса школы. Две трети детей не были приняты потому, что родители не смогли собрать полный комплект документов, то есть подтвердить легальность проживания в стране. Из тех 5 940 детей, которые дошли до стадии тестирования, пройти его смогли лишь 2 964, или 50%.
Почему большинство детей мигрантов не приняли в российские школы |
В июне этого года замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов сообщил, то около половины из 638 тыс. детей иностранцев, которые находятся в России, нигде не учатся. В Москве, например, проживают более 80 тыс. детей иностранцев, из которых учатся только 25 тыс. Понятно, что проблема требует решения, на что и направлен соответствующий пункт новой концепции.
При этом семейная миграция – одна из ключевых причин формирования этнических анклавов. Борьбе с ними новая концепция уделяет особое внимание. Анклавы упоминаются сразу в трех местах: 1) подпункте «г» 16-го пункта, где говорится о необходимости недопущения «территориального обособления иностранных граждан», прибывших для постоянного проживания; 2) подпункте «п» 28-го пункта, предусматривающего создание инфраструктуры и принятие мер, «препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории РФ иностранных граждан»; 3) подпункте «т» 29-го пункта, который говорит о «противодействии формированию этнических (полиэтнических) анклавов».
В решении всех этих проблем основной упор будет сделан на средства цифрового контроля. Концепцией предусмотрено формирование цифрового профиля иностранцев, въезжающих в РФ или находящихся на ее территории, внедрение биометрического контроля и цифровизация самого процесса найма иностранцев, включая заключение трудовых договоров.
Любопытно, что концепция предусматривает также повышение ответственности работодателей, чего ранее не было. На них планируется возложить обязанности по «сопровождению процесса пребывания в РФ иностранных граждан». Судя по всему, это означает ответственность за правонарушения мигрантов, а при необходимости – за их высылку на родину.
Во многом новая концепция носит переходный характер. Все предусмотренные в ней механизмы ещё предстоит отработать в процессе практического применения. Об этом говорит тот факт, то рассчитана она всего на 5 лет, тогда как две предыдущие редакции были рассчитаны на 14 и 7 лет. Причем второй вариант концепции, утвержденный в октябре 2018 г., был принят до завершения срока действия первой.
Так или иначе, Россия вступает в принципиально новый этап развития своей миграционной политики.

