​Об ожидаемых изменениях критериев российского налогового резидентства физлиц, и о необходимых шагах

В последние дни и недели в прессе и соцсетях появилось много комментариев и обсуждений по поводу предложений Министерства финансов РФ об изменении определения налогового резидентства в России для физических лиц с текущих 183 дней пребывания в России в течение одного календарного года на альтернативные 90 дней и/или центр жизненных интересов.

Вебинар для обсуждения этих вопросов, пройдет 6 ноября в 10 утра Западно-Европейского времени. На нём будет говориться о неочевидных последствиях таких изменений, концепции центра жизненных интересов, методиках доказывания резидентства налоговыми органами в иностранной практике.

https://crowecis.clickmeeting.com/tax-residence/register

Налоговые последствия для физических лиц, проводящих в России менее 183 дней в году, но имеющих тесные деловые связи или интересы/имущество в России, могут существенно измениться.

Не секрет, что после введения в действие законодательства КИК многие российские резиденты с иностранными активами существенно сократили свое присутствие в России до менее чем 183 дней, в частности, чтобы остаться за рамками российского законодательства о Контролируемых Иностранных Компаниях.

Активная позиция Минфина, похоже, потеряла динамику и с началом широкой общественной дискуссии и введение новых правил в действие уже с 2020 года менее вероятно, однако определенно это станет известным только в конце ноября – Государственная Дума неоднократно принимала необходимые изменения молниеносно.

И если обновленный тест резидентства начнет применяться уже 2020 года, это приведет к значительному увеличению числа состоятельных российских налоговых резидентов, на которых распространяется российское законодательство о КИК. В этом случае прибыль этих КИК будет обложена НДФЛ в России уже за 2019 год.

Кроме того, предлагаемый критерий налогового резидентства фактически включает два альтернативных критерия, то есть правило 90 дней и критерий центра жизненных интересов, которые могут привести к ситуациям, когда лицо, не проводящее ни одного дня в календарном году в России, тем не менее может стать российским налоговым резидентом.

Здесь хотелось бы обратить внимание на неочевидные и не охваченные дискуссиями последствия такого изменения.

Конечно же, российские соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют защиту от двойного налогообложения резидентам одновременно двух государств, Однако на основе Теста Основной Цели (Principal Purpose Test) в соответствии с MLI, который уже применяется к подавляющему большинству российских договоров об избежании двойного налогообложения в целом с 1 октября 2019 года, в отсутствие не-налоговой мотивации проживания за рубежом такая защита может быть оспорена российскими налоговыми органами.

Стоит также отметить, что даже после получения защиты от двойного налогообложения в соответствии с Соглашением об Избежании Двойного Налогообложения физические лица, подпадающие под определение налоговых резидентов в соответствии с внутренним российским законодательством, должны будут соблюдать российские требования о подаче налоговой отчетности, такие как подача налоговых деклараций о доходах по всему миру, документы подтверждающие сумму налога, уплаченную в зарубежных странах, а в некоторых случаях и предварительно уплачивать полную сумму налога, рассчитанного в соответствии с российским внутренним законодательством, с последующим запросом возврата части платежа на основании российских договоров об избежании двойного налогообложения.

На не связанных с Россией лиц, не имеющих жизненно важных интересов в России, но проводящих в стране более 90 дней по деловым причинам, новое определение налогового резидентства может так же иметь существенное влияние.

В силу этого лицам, потенциально затрагиваемым изменениями, целесообразно провести анализ текущей ситуации по следующим направлениям:

1. Провести анализ потенциального воздействия предлагаемых поправок.
2. Подготовить пошаговый план и дорожную карту необходимых действий для альтернативных сценариев реализации этих законодательных предложений.
3. Провести оценку обоснованности бизнес-цели и реальности деятельности в существующей налоговой ситуации физических лиц, потенциально подверженных изменениям.