И действительно, пора забыть всё иностранное хвалить

Гнилому Западу в угоду,
Его умом хотим мы жить
И сдуру приняли методу
Всё иностранное хвалить.

Эти редко цитируемые строки Петра Шумахера, посвящённые вообще-то русскому туристу, написаны ещё в позапрошлом веке, но тогда противостояние славянистов и западников было едва ли не более острым, чем ныне. Сегодня же необходимость обернуться лицом к Востоку вызывает сомнения только у тех, кому судьба России глубоко безразлична.

Придумано не сегодня и даже не вчера

Известный политолог, возглавляющий Институт Каспийского сотрудничества и экспертно-консультационный Совет при Главе Республики Крым, Сергей Михеев уверен, что от этой болезни Россия потихоньку излечится. Комментируя итоги Восточного экономического форума, эксперт высказался и по поводу пресловутого разворота на Восток.

Не напоминая известное высказывание Ломоносова, Сергей Михеев отметил: "Дело в том, что разворот на Восток – это то, чем Россия занимается несколько веков подряд. Движение, когда-то начатое в сторону Уральских гор, а потом - за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток - несколько столетий определяет развитие России. Это во-первых".

Во-вторых, как напомнил эксперт "именно оно дало России огромное количество ресурсов, которые позволили ей надёжно закрепиться в статусе мировой державы.

И оно же дало стратегическую глубину, позволявшую выигрывать, пусть даже и в тяжёлых условиях, войны, отражать внешние интервенции, справляться с большим количеством проблем. Понятно, что сейчас обсуждается конкретное событие, но разворот на Восток - это придумано не сегодня и не вчера".

Евразия - не Азеопа

Это тенденция нескольких столетий, отмечает Сергей Михеев, которая требует большого количества усилий, политической воли, поиска принятия стратегических решений. По его оценке,

"в свое время Столыпинская реформа была на это направлена, но это движение началось задолго до Столыпина. Постсоветские годы (скажем, первые лет 15-25) характеризовались тотальным разворотом на Запад.

Я бы сказал, что Россия не разворачивается на Восток, а в новейшей истории Россия, её жизнь характеризуется тем, что после 1991 года произошел радикальный разворот на Запад с полным игнорированием внутренних проблем и восточного направления – вот что было".

А сейчас мы возвращаемся к здравому смыслу и той тенденции, которая характерна для развития России, которая поддерживала развитие России в течение нескольких столетий. Тотальная ориентация на Запад в течение 1990-х и 2000-х годов была аномалией и болезнью. Сейчас от этой болезни мы потихоньку излечимся. Поэтому я бы поменял риторику: не Россия разворачивается на Восток, а Россия возвращается сама к себе. Потому что тотальная ориентация на Запад, попытка экспериментировать в этом направлении в очередной раз привела к неудаче, и из этой неудачи надо делать исторические выводы.

Пусть теперь Запад плачет... и платит

А на Востоке ресурсы, транспортные возможности, новые партнеры. Новый исторический этап характеризуется тем, что, если в прошлые столетия разворот на Восток в первую очередь был связан с поиском полезных ископаемых для самой России, то сейчас появились новые мощные торговые партнеры. Они и раньше были, но сейчас это торговые партнеры первого уровня: в первую очередь Китай, государства Тихоокеанского региона, государства Юго-Восточной Азии.

"Если в прошлые века торговля с ними шла тоже достаточно активно, но это были неразвитые экономические державы, то сейчас это державы первого порядка в экономике. И это еще более стимулирует движение на Восток".

Эксперт не без оснований предполагает, что Западу будет очень трудно что-то этому противопоставить. Михеев не стал напоминать о поистине сенсационном расширении БРИКС, глобального объединения, которое как-то обходится без Запада. Однако, по его словам, "даже G20 и приём на ней Африканского союза в качестве коллективного участника о многом говорит".

Многие иностранные обозреватели говорят, что происходит разворот G20 лицом к мировому югу. И такие вещи неизбежны. В этой ситуации бессмысленно плакать, что у нас проблемы с Европой.

Надо развивать своё движение в восточном направлении, не забывая и не игнорируя западное, но учитывая, что Запад от нас отгораживается. Думаю, плакать будет в конечном итоге Запад.

Вместо того, чтобы мудро и технологично управлять миром, они выбрали политику конфронтации и сейчас потихоньку сами себя будут отрезать от этого мира.

Но гордыня, внутреннее самомнение и невероятное тщеславие не позволяют им самим себе в этом признаться. Они делают какие-то попытки, извиняются за колониальный период, но всё это выглядит блёкло.

Это немножко тупиковый путь: хорошо, вы извиняетесь – тогда платите деньги.

Известно, что многие государства, даже целая группа государств глобального юга, говорят:

«Хорошо, что вы извиняетесь за колониальный период, но этого мало. Давайте деньги на стол». А это огромные деньги: если всерьез начать считать, сколько коллективный Запад вывез оттуда денег за несколько столетий, это будут безумные суммы, которые для Европы и для Штатов неподъёмные".