Проблема «зависших» в Индии рупий, полученных российскими экспортерами, не удосужившимися ознакомиться с ее законами, искусственно муссируется как Западом, использующим все поводы для подрыва внешних связей России, так и его либеральной обслугой внутри страны, объясняющей этой проблемой даже последнее ослабление рубля.
Понятно, она сильно преувеличивается: эквивалента 39 млрд долл., о которых трещат западные инфопомойки, утратившие тень респектабельности еще 10 лет назад, в Индии не может «зависнуть» просто по порядку величин, а о налаженных механизмах вывода (хотя и постепенного) средств из Индии через арабских посредников рассказал даже руководитель ВТБ Андрей Костин — один из наиболее разумных и взвешенных представителей нынешней управленческой элиты.
Тем не менее проблема очевидна, — и глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам саммита «группы двадцати» сообщил, что Индия вполне разумно предложила решить ее инвестированием «зависших» российских рупий в развитие ее экономики.
При этом для российского бизнеса выгода также вполне очевидна, так как его вложения в Индию, скорее всего, будут действительно поддерживаться индийским государством, а следовательно, окажутся защищенными и прибыльными (чего по-прежнему нельзя сказать об обычных, не политически обусловленных вложениях в Россию).
Вопрос в том, договорится ли наше государство о возможности вывода из Индии хотя бы прибыли, которую получат владельцы российских рупий от своих инвестиций. Безусловно, не факт, что в условиях разрушительной либеральной социально-экономической политики, проводимой в России, они захотят это делать в принципе.
Кроме того, при желании капитал эффективно выводится, как демонстрирует нам офшорная аристократия отечественной сборки и ее западные хозяева, через трансфертные цены, завышенную оплату интеллектуальных прав, фиктивные юридические услуги и прочие стандартные механизмы, общеизвестные с 70-х годов.
Наконец, весьма существенно, что либеральные экономические власти России крайне эффективно обеспечивают бегство из нее капиталов, превращая страну в донора своих западных убийц. Так, стоило во втором квартале этого года инвестициям в отечественную экономику вырасти до рекордных 12,6%, как эта опасная для Запада тенденция возрождения России была немедленно пресечена.
Вполне возможно, индийские власти будут препятствовать возврату российских средств на родину просто для того, чтобы они, немедленно после прихода уйдя из России, не подкрепили бы стратегических конкурентов Индии на Западе.
Однако российской дипломатии представляется важным добиться в этой ситуации соблюдения хотя бы минимальных приличий.
Вместе с тем конструктивное отношение индийских властей открывает — с учётом перспективности Индии как самого быстрорастущего в мире рынка (что вызвано именно последовательной протекционистской политикой Моди) — весьма привлекательные перспективы для российского бизнеса.
Стоит вспомнить крайне эффективную покупку «Роснефтью» доли во второй по величине индийской нефтеперерабатывающей компании, обладающей одним из самых технологически совершенных НПЗ в мире, ориентированных на переработку тяжелой нефти.
Помимо создания глобальной цепочки производства добавленной стоимости и обеспечения устойчивого спроса на российскую нефть, это вложение закрепило значительную российскую долю на стремительно растущем индийском розничном рынке нефтепродуктов, став существенным фактором стабилизации и развития двусторонних отношений в целом.
Возможно, части владельцев «застрявших» в Индии рупий удастся инвестировать свои средства со схожим эффектом не только для себя, но и для России в целом.
В любом случае, этот казус и его вероятное разрешение будет способствовать расширению глобальной инвестиционной активности даже заскорузлой части крупного российского бизнеса, со времен приватизации порой просто боящегося работать без так много значащего в условиях господства дичающей бюрократии пресловутого «административного ресурса».
Классическим примером упущенных возможностей представляется Африка. Первый российско-африканский форум состоялся в 2019 году — и подавляющая часть подписанных на нем документов так и осталась мертвыми памятниками бюрократическому бесплодию. Однако сам факт проведения этого форума привлек внимание к возможности сотрудничества с Африкой и повысил ее привлекательность — в результате не только Китай, но и та же самая Индия качественно усилили свою хозяйственную экспансию в нее, успешно зарабатывая там прибыли, которые по идее давно должны были бы быть российскими.
Однако главный урок в этой еще не законченной истории дает нам индийское руководство, обеспечившее новую индустриализацию страны, благодаря которой Индия уверенно обогнала Китай по темпам экономического развития. Запрет вывода капитала из страны и последовательный протекционизм представляются категорическим императивом для любой крупной экономики, отставшей по своему технологическому уровню от лидеров мирового развития и желающей хотя бы сохраниться в условиях распада единых мировых рынков и обрушения человечества в Глобальную депрессию.
Впрочем, есть ли в нынешнем руководстве социально-экономической сферой России хоть кто-то, способный учиться, — даже на самых наглядных, если не сказать навязчивых, примерах?
В кровавые 90-е годы первый глава РСПП, ныне покойный Аркадий Вольский объяснял невозможность реализации в России китайской политики экономического развития (скопированной с рядом дополнений у Советского Союза) тем, что «в России слишком мало китайцев». Похоже, пришло время жалеть, что в руководстве России слишком мало индусов.