Как известно, согласно статье 7 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Ранее, Министерство Финансов уже давало разъяснения в части вопросов о применении налоговых вычетов по НДФЛ при получении нерезидентами доходов, облагаемых по ставке 30%, где указано, что для налогоплательщиков, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 30 процентов, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не применяются.
Однако, на практике возникают проблемы в части соблюдения положений международных договоров.
Так, в деле №А46-2125/2024 суд пришёл к выводу, что к доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, не обозначенному в СОИДН[1], применяются нормы внутреннего законодательства Российской Федерации.
Фабула дела: ИП, резидент Турецкой Республики, осуществлял деятельность по производству мебели в России. С его точки зрения данная деятельность образовывала Постоянное Представительство (ПП) и его доход должен определяться как доход-минус расход. Прибыль должна быть обложена по ставке 30%, применимой к физическим лицам-нерезидентам.
В принципе, это то, как должны работать налоговые соглашения. Однако, в российском законодательстве не урегулированы вопросы регистрации и налогообложения в виде ПП для деятельности физического лица.
Соответственно, с высокой вероятностью никакого ПП не регистрировалось и налоговые органы определили налогооблагаемый доход ИП на основе всей выручки, без вычетов, что увеличило налоговую базу и соответственно сумму налога примерно в 20 раз.
Основные доводы суда представлены следующим:
· Термин «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налоги в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
· В рассматриваемом случае то, что ИП Дубин Н.А. имеет статус нерезидента подтвержден самим заявителем с приложением заграничного паспорта с отметками о пересечении государственной границы Российской Федерации.
· В связи с указанным, суд признает правомерным вывод Инспекции, что ИП Дубин Н.А. не может быть признан предприятием одного договаривающегося государства, осуществляющего в другом договаривающемся государстве деятельность через представительство и соответственно применить налоговые вычеты, поскольку в Турецкой Республике (место резидентства) предпринимательскую деятельность не осуществляет.
Заявитель не представил доказательства осуществления им предпринимательской деятельности и уплаты налогов на территории Турецкой Республики, тем самым не подтвердив положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход (заключено в г. Анкаре 15.12.1997).
Итак, попробуем разобраться, в чём же состояла ошибка налогоплательщика и как её можно было избежать?
Эксперименты с неизвестным.
В теории он мог быть получить вычеты при условии, что зарегистрировано ПП, и еще масса условий. Но такой устоявшейся практики нет, и на то есть свои причины. Первопроходцы не всегда побеждают, скорее наоборот
Отсутствие предварительного планирования
Очевидно, что какие-то телодвижения начались после подачи декларации с непривычной ставкой 30%. Да, подать стандартную декларацию несложно, но если меняется статус с резидента на нерезидента - это не просто другая галочка в декларации и с этим нужно было разбираться задолго до окончания финансового года.
Ну и просто не очень удачно сошлись, видимо, звезды.
В любом случае, эксперименты на себе всегда обходились максимально дорого.
В этой части в контексте грядущего ограничения льготы по продаваемому имуществу суммой освобождения от налогообложения 50 млн руб, будет наверняка сделано немало кустарных ошибок, хотя конечно же дешевле и практичнее учиться на чужих ошибках, не своих.