
За первые пять месяцев 2025 года количество сделок франчайзинга в отношении товарных знаков выросло на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. А количество брендов в соответствующих договорах – на 13%. Если сравнивать эти показатели с 2023 годом, отечественный рынок франчайзинга вырос на 26% и 36% соответственно. Рассказал руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов.
По его словам, с января по май 2024 года был заключен 3571 договор коммерческой концессии (+23% к 2023 году) в отношении 4432 товарных знака (+21%), в 2025 году – 3658 договоров (+2,4% к 2024 году) на 5002 товарных знака (+13%).
Роспатент фиксирует уверенный рост интереса отечественного бизнеса к сделкам франчайзинга в отношении брендов. Они выгодны всем. Франчайзи получает готовую финансовую модель и возможность использовать известный товарный знак, которому доверяют клиенты. А франчайзер расширяет присутствие своего бренда и получает регулярный доход по договору коммерческой концессии. Потребители же охотно покупают товары или пользуются услугами бренда с высокой репутацией.
За шесть лет активность отечественного бизнеса на рынке франчайзинга выросла почти в два раза. За 12 месяцев 2019 года российские предприниматели зарегистрировали в Роспатенте более 4,5 тысяч распоряжений правом по договорам коммерческой концессии в отношении товарных знаков, а в 2024 году их количество составило 8206, что перекрывает показатели каждого из трех предыдущих лет.
По итогам 2024 года аренда брендов росла в основных сегментах потребительского рынка России: в изготовлении и продаже пищевой продукции, в производстве и реализации спортивных товаров и услуг, а также в оказании медицинских услуг, в сферах общественного питания, туризма и гостеприимства.