Проблемы с бензином лучше решать на опережение, не дожидаясь их обострения

Ситуация с топливом пока реально обострилась только в нескольких регионах, которые, как ни странно, атаками украинских БПЛА почти не затронуты. Но по всей России уже растут цены на бензоколонках. На некоторых заправках топлива просто нет. Проблема эта вроде бы не новая, но в 2025 году из-за ряда связанных с войной факторов кризис может оказаться более глубоким и продолжительным, чем раньше.

Впрочем, пока ситуация выглядит хоть и непростой, но контролируемой. У государства есть инструменты, при помощи которых можно снизить остроту кризиса. Да и в любом случае транспортной отрасли, промышленности, сельскому хозяйству и — что приоритетно для российского государства — армии дефицит топлива в обозримой перспективе не грозит.

Бензиновые кризисы в России происходили и до вторжения в Украину — например, в 2011, 2018 и 2021 годах. Кризис был и в 2023-м — тогда его спровоцировали топорные попытки правительства сбалансировать бюджет, снизив компенсации для производителей. В 2024-м топливный рынок оставался относительно стабильным, хотя именно тогда начались удары беспилотников по российским нефтеперерабатывающим заводам.

Принципиальное отличие от дроновой кампании 2024 года сегодня состоит в том, что тогда пик атак на НПЗ пришелся на май, а в этом году они начались в августе. То есть в период, когда все застарелые проблемы российского нефтяного рынка становятся особенно заметны. В конце лета в России традиционно растет спрос на моторное топливо: сельскохозяйственные работы в разгаре, а горожане чаще ездят на дачи или в дальние поездки на своих автомобилях.

При этом предложение снижается также из-за сезонных ремонтных работ на НПЗ. А первый сигнал возникновения дисбаланса спроса и предложения — рост цен. Обычно он помогает восстановить баланс на рынке, но российские власти стремятся ограничивать рост цен на бензин и сглаживать сезонные всплески.

Такая политика только снижает эффективность рыночных сигналов и лишает производителей стимулов увеличивать объемы поставок и создавать сезонные запасы. И плавное повышение цен в нынешних условиях надо рассматривать как профилактику от вполне возможного острого дефицита почти по всей стране