Почему в Анкаре не поддаются давлению США и не идут на разрыв энергетических связей с Россией и Ираном

Вашингтон публично оказывал давление на союзников, в том числе на Турцию, члена НАТО, чтобы те разорвали энергетические связи с Москвой и Тегераном, сообщил британский источник. Турция может удовлетворить более половины своих потребностей в газе к концу 2028 года за счёт наращивания добычи и увеличения импорта из США. Это может привести к сокращению последнего крупного европейского рынка для российских и иранских поставщиков, говорится в отчёте Reuters.

Вашингтон публично оказывал давление на союзников, в том числе на Турцию, члена НАТО, с целью заставить их разорвать энергетические связи с Москвой и Тегераном. На встрече в Белом доме 25 сентября президент США Дональд Трамп потребовал от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сократить закупки российских энергоносителей. Диверсификация поставок также укрепит энергетическую безопасность Турции и поддержит её стремление стать региональным газовым хабом. По словам аналитиков, Анкара намерена реэкспортировать импортируемый сжиженный природный газ и собственный газ в Европу, сжигая при этом российский и иранский газ внутри страны.

«Турция дала понять, что воспользуется (глобальным) изобилием СПГ», — сказал Сохбет Карбуз из базирующейся в Париже Средиземноморской организации по вопросам энергетики и климата.

Россия остаётся крупнейшим поставщиком газа в Турцию, но её доля на рынке сократилась с более чем 60 % два десятилетия назад до 37 % в первой половине 2025 года. Большинство европейских стран прекратили импорт после начала СВО в 2022 году. Срок действия долгосрочных контрактов России с Турцией на поставку 22 миллиардов кубометров (млрд куб. м) газа в год по трубопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» подходит к концу. Срок действия контракта с Ираном на 10 млрд куб. м истекает в середине следующего года, а контракты с Азербайджаном на общую сумму 9,5 млрд куб. м действуют до 2030 и 2033 годов.

По словам Карбуза, хотя Турция, скорее всего, продлит некоторые из этих контрактов, она, вероятно, будет добиваться более гибких условий и меньших объёмов поставок, чтобы увеличить разнообразие источников.

В то же время Турция стремительно расширяет использование альтернативных источников. Государственная компания TPAO наращивает добычу на местных газовых месторождениях, а государственные и частные компании расширяют терминалы для импорта СПГ из США и Алжира. Согласно расчётам Reuters, с 2028 года внутреннее производство и импорт СПГ по контрактам будут превышать 26 млрд кубометров в год по сравнению с 15 млрд кубометров в этом году.

Импорт СПГ в США удвоится

Это покроет более половины потребностей Турции в газе, которые составляют около 53 млрд кубометров, и сократит дефицит трубопроводного импорта примерно до 26 млрд кубометров, что значительно ниже 41 млрд кубометров текущих контрактных поставок из России, Ирана и Азербайджана вместе взятых. Чтобы поддержать этот переход, Турция заключила ряд соглашений о поставках СПГ с американскими поставщиками на сумму 43 миллиарда долларов, в том числе 20-летнее соглашение с компанией Mercuria в сентябре.

По данным Энергетической биржи Турции, страна создала мощности для импорта СПГ в объёме 58 млрд кубометров в год, что достаточно для удовлетворения всего спроса. Несмотря на это, поставки российского газа продолжаются в полном объёме, а Кремль заявляет, что сотрудничество с Анкарой остаётся прочным. Поскольку Турция потребляет меньше российского газа, BOTAS теоретически может прекратить импорт из Москвы через два-три года, считает Алексей Белогорьев из московского Института энергетики и финансов.

«Однако этого не произойдёт, потому что российский газ конкурентоспособен по цене и создаёт профицит, который BOTAS может использовать для давления на других поставщиков», — сказал Белогорьев.

Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил в октябре в телеинтервью, что Турция должна получать газ от всех доступных поставщиков, включая Россию, Иран и Азербайджан, но отметил, что американский СПГ предлагает более дешёвые альтернативы. Министерство энергетики отказалось комментировать будущие сделки по поставкам и ценообразование. Российская монополия по экспорту газа «Газпром» не ответила на запрос о комментарии.

Турция может сжигать российский и иранский газ у себя в стране, экспортировать собственную продукцию и реэкспортировать импортированный СПГ после того, как Европа запретит импорт российских энергоносителей к 2028 году, заявил Карбуз.

Турецкая компания BOTAS уже подписала соглашения о поставках небольших объёмов газа в Венгрию и Румынию в рамках своей стратегии по превращению в региональный центр торговли газом. Помимо газа, у Анкары тесные связи с Москвой. Российский «Росатом» строит первую в Турции атомную электростанцию, а Москва также является крупнейшим поставщиком сырой нефти и дизельного топлива в страну.