16 октября 2025 года – День рождения русского гениального певца. Ему -63.

Это было два дня назад. В Подмосковье. В деревне Мехово, где сельчане и гости со всей округи только что открыли стелу в честь 300-летия их любимой деревни. Уже сказаны были все речи, здравицы, напутствия. И душистый чай вместе с другими напитками также заканчивался. Да, наступила та самая пора, когда все поняли, что надо и по домам отправляться. Но какая-то сила заставляла людей не уходить, оставаться и разговоры на разные темы вновь начинали заходить на очередной круг. Но чего-то не хватало. И вдруг из динамиков мощной установки послышался знакомый баритон. Нашего легендарного Дмитрия Хворостовского.

Ночь подошла,
Сумрак на землю лег,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток…

Все замерли. По щекам многих поползли слёзы. Хозяин быстрой походкой пошёл домой, понимая, что после прослушанной композиции «На сопках Маньчжурии» все захотят чего-то испить. Вальс прозвучал. Всё смолкло вокруг. Тишина стояла такая, что резала слух.

Расходились в молчании. Перед памятью предков и самого гениального творца несравненной далёкой песни.

Дмитрия Александровича нет с нами уже почти восемь лет. Слава Богу, живы его родители. Александр Степанович и Людмила Петровна всё там же в своём несравненном Красноярске. Как пишут в соцсетях, московскую квартиру они продали и справили памятник сыну на Новодевичьем. Дети –все за границей, может и общаются с бабушкой и дедушкой, но всё больше по видеосвязи.

Жаль конечно, что Хворостовский ушел от нас так рано. Лишь остался с нами его мощный голос, арии и песни, что он являл всем людям планеты так искусно и проникновенно, что от каждого его исполнения аж мурашки по коже.

Вспоминаю наши пограничные концерты в Кремлевском Дворце. Он пел для стражей границы. И как… Его «Тореадор» Жоржа Бизе из оперы «Кармен», или же «Где-то далеко» Микаэла Таривердиева на слова поэта Роберта Рождественского из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» -всё это в памяти навсегда.

А его выступление на Красной площади. Как же он славно тогда подарил всем многотысячным собравшимся и заполонившим пространство нашей легендарной Площади ставшую уже народной песню Михаила Ножкина «Последний бой». И ветераны, надо было видеть их лица. В их воспоминаниях в то самое время были суровые дни Великой Отечественной и военные дороги , что они прошли, освобождая города и сёла, теряя боевых товарищей и уничтожая фашистскую сволочь. Казалось бы, навсегда! Но нет, выходит тогда не добили основательно и потому снова мы на войне, и вновь рвёмся на Запад…

А как же необыкновенно исполнил наш народный певец «Песни военных лет». Каждая их них-это особенное явление. Так и хочется слушать их вновь и вновь. Они –все необыкновенные. Потому как в них вложен титанический исполнительский труд песенного русского гения. А уж «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского в его явлении и эти задушевные последние фразы

Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,

Что ж ты девушкам спать не даёшь?!

Нет, думаю, никто так сокровенно это нам никогда уже не споёт.

Да, Хворостовский, гений. И всё, что он оставил нам, живущим на этой планете, впечатляет. Мы живём в удивительное время. Только лишь стоит произнести его фамилию своей уникальной «Алисе» и, пожалуйста, любая композиция в его исполнении звучит.

Что ж остаётся, грустить и слушать, вспоминая то самое мгновение, когда смог наслаждаться его живым исполнением на самой главной сцене России.

Ваши песенные творения всегда с нами, Дмитрий Александрович! Как и наша Память о Вас! Такие мы есть, люди Руси Великой, что любим Вас до самозабвения. И каждый раз, слушая Вас, думаем лишь об одном, как жаль. Что Вы ничего более другого уже не явите нам. Но и то, что осталось -уже океан. И каждый день мы окунаемся в него. Да, Хворостовский это –мощь и сила, как и тот астероид, что носит Ваше имя. И, прилетая в аэропорт родного Красноярска, именованного в Вашу честь, так и вспоминается знакомый до боли голос

Я прошу хоть ненадолго

Грусть моя ты покинь меня

Облаком сизым облаком…

Vivat, Дмитрию Александровичу Хворостовскому! Баритону планеты Земля.

Валентин Малютин, журналист