Это произошло 22 ноября 1985 года в ущелье реки Зардев, в окрестностях кишлака Афридж (Республика Афганистан).

(Окончание. Начало см. Сводка + за 20 ноября 2025 года).

Мне приснился однажды сон,

Что лежу я на поле брани.

Тремя пулями был сражен,

Оказалось, что только ранен.

Ранен, как же теперь идти,

Вдруг дыханье перехватило.

Рядом Славик лежит в крови,

Его тоже тремя сразило!

Приподнялся и - говорит,

Ты живой, значит все в порядке.

Голова только вот шумит,

После двухчасовой разрядки.

Все прошло и закончился бой,

Пролетело все как виденье.

Я наверх пополз за тобой,

Вниз взглянули лишь на мгновенье.

Девятнадцать парней лежат,

Вперемешку с убитыми «духами».

Как хотели бы мы их поднять,

Чтоб не звать их любимых- Горюхами…

Чтобы дома их встретила мать,

И родные с весельем встречали,

Только слышен в горах чей то стон

Это стонут несчастные мамы,

К ним в гробах, что из цинка- летят

Девятнадцать геройских ребят….

Мне приснился однажды сон,

Что мы пьем за погибших в Афгане.

Но по правде то был не сон …

Я действительно трижды ранен.

1989г.

Владимир Гаврилюк

« Душманы начали ближе подходить к нам, стреляя из гранатометов. По нашему камню попали дважды . Недалеко от нас залегли ребята с АГСом Абросимов и Кравцов. Абросимов был ранен в ногу, его начали перевязывать. Моджахеды подкрались и расстреляли парней практически в упор.

Я вылез из-за камня и длинными очередями из автомата вынудил врагов ретироваться, не знаю сколько положил их, но они отошли и к нам ближе уже не подходили.

За нами возвышалось огромное дерево. Один из наших забежал за него, не помню, кто точно, чтобы перезарядить автомат. Как только это сделал, чуть высунулся из-за дерева. Пуля попала прямо в лоб, он тихонько спустился и лег чуть выше нас.

Бой продолжался. Пули свистели. Наши парни из-за соседнего камня позвали к себе переползти. Я хотел перевернуться, пуля попала в ногу, дикая боль и всё, чувствительность потеряна. Мы остались на том же месте.

Стреляли из пулемёта, возможно, это Олег Журович, или Гена Чемеркин, а может и кто другой. Еще видел, как ранило в живот сержанта Семиохина, и кто-то из бойцов оттащил его в укрытие.

Неумолимо подступала темнота и моджахедов появлялось всё больше и больше. Близко они не подходили, стреляя издалека. Пуля попала в мой автомат, его заклинило.

Рядом Славик Дериглазов стонет, говорит, что ранен уже в третий раз в грудь, рука его была ещё до того двумя пулями перебита. Мы с одного автомата отстреливались.

Когда уже совсем темно стало, духи начали ближе подбираться. Мы лежим со Славиком, я ему говорю: « Не стони, терпи, сколько сможешь».

Душманы уже около нас. Обступили. Вячеслава оттащили и бросили на камни. Ко мне один подошел, слышу, автомат передергивает, ну, думаю, всё. Успел лишь земли в рот закинуть, чтобы не заорать. Лежал на животе, слышу выстрел, меня подбросило, но я не закричал, потому как боли почти не чувствовал.

Моджахед принялся сапоги с меня стягивать, с одним он справился, а второй так и не смог стащить, видно нога моя так распухла.

Потом меня оттащили от камня на ровную площадку, начали бить, пинать. Ударили прикладом автомата по зубам, спасло то, что он был обмотан тряпкой. Удар получился тупым, зубы уцелели, но висок разбили изрядно, до крови.

Другой сапог они тоже с меня стянули, из карманов всё повытаскивали, три рубля и те забрали. Ремни сняли. Остался в обмундировании и ватных штанах (они были в крови и дырках). Слышу, разговаривают. Чуть-чуть глаза приоткрыл, вижу, стоят почти рядом. В руках у них пограничные куртки, сапоги, и, конечно же, наши автоматы.

Тихо стало, снова открываю глаза, никого нет, подымаюсь, Вячеслав тоже приподнял голову, спрашивает: « Ты живой?». Говорю:

- Пока да.

На локтях подполз к нему, смотрю он встал, Я с трудом всё же поднялся, вроде как живой, лишь левая нога болтается. Начали мы выбираться.

Вышли к дороге, пошли в сторону от кишлака. По нам стреляли, пришлось залечь за строение. У Вячеслава осталась в кармане аптечка. Так из того, что было- нам двоим очень даже пригодилось.

Совсем стихло. Мы поднялись и пошли дальше. Уже на выходе из кишлака я упал, смотрю, и Вячеслав присел. Лежим, я ему и говорю: « Дальше не пойду, что-то плохо, ты один следуй, если дойдешь, скажешь, я в сарае, там рядом арык и мостик через него».

Залез в сарай, в нем было пусто, лишь камень небольшой, положил на него голову, так и лежал. Отлучился лишь однажды, чтобы воды попить из арыка. Хоть и с трудом, но мне это удалось.

Стало холодать, совсем уже окоченел. Немного дремал. Проснулся, слышу шорох. Говорю:

-Свои?

Слышу: «Да, да, свои». Наши бойцы обступили меня. Валенки, одежда, закутали и на носилки. Бегом в ночи на точку. Принесли и в шалаш, что смастерили, а там Вячеслав. Перевязали плотно меня и стали мы ждать вертолёт.

Я до конца своей жизни буду благодарен Вячеславу, Гургену, всем парням, которые меня вытащили из того сарая на краю кишлака.

Всю жизнь ежедневно смотрю во сне тот бой! У кишлака Афридж. А в памяти - все парни- пограничники!».

Вспомним их поимённо!

1.Рядовой Игорь Абросимов — русский, посмертно награждён орденом Красного Знамени. Похоронен на кладбище д. Кочаки Щёкинского района Тульской области.

2.Рядовой Сергей Беляков — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен на Северном кладбище г. Перми.

3.Младший сержант Павел Буравцев — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Ставрополе.

4.Младший сержант Альберт Валиев — татарин, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в д. Ямашево Мамадышского района Республики Татарстан.

5.Рядовой Андрей Гундиенков — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в с. Тарутино Жуковского района Калужской области.

6.Рядовой Олег Журович — белорус, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в пгт. Лельчицы Гомельской области Республики Беларусь.

7.Рядовой Владимир Калашников — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г.Якутске.

8.Рядовой Андрей Костылёв — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Бакале Челябинской области.

9.Рядовой Александр Кравцов — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Целинограде (ныне Астана), Республика Казахстан.

10.Рядовой Виргилиюс Кучинскис — литовец, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в д. Векшняляй Тельшяйского района Литвы.

11.Капитан Анатолий Наумов — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Киеве на кладбище Берковцы, Украина.

12.Капитан Владимир Рослов — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г.Фрунзе (ныне Бишкек) на Чон-Арыкском кладбище, Республика Кыргызстан.

13.Сержант Владимир Семиохин — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в д. Пигарево Комаричского района Брянской области.

14.Рядовой Сергей Тарасенко — белорус, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Гомеле Республики Беларусь.

15.Ефрейтор Евгений Усачёв — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен на кладбище п. Горелки в г. Туле.

16.Рядовой Николай Филиппов — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в п. Ломинцево Щёкинского района Тульской области.

17.Ефрейтор Геннадий Чемеркин — русский, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Богородицке Тульской области.

18.Рядовой Батыржан Шалгумбаев — казах, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Кызылорде, Республики Казахстан.

19.Рядовой Рафкат Шарыпов — татарин, посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в г. Орске.

Прошло сорок лет, как отгремел тот бой у кишлака Афридж. Нет, солдатские погосты в деревнях Кочаки и Ломинцево Щёкинского района Тульской области, городах Пермь и Ставрополь, в деревне Ямашево Мамадышского района Республики Татарстан, в селе Тарутино Жуковского района Калужской области, в поселке городского типа Лельчицы Гомельской области Республики Беларусь, городах Якутске, Бакале Челябинской области и Целинограде (ныне Астане) Республики Казахстан, деревне Векшняляй Тельшяйского района Литвы, городах Киевe на кладбище Берковцы (Украина) и Фрунзе (ныне Бишкек) на Чон-Арыкском кладбище, Республики Кыргызстан, в деревне Пигарево Комаричского района Брянской области, городе Гомеле (Республика Беларусь), поселках Горелки в городе Туле, в городах Богородицке Тульской области, Кызылорде Республики Казахстан и Орске не заросли травой. К ним и сегодня придут родные и близкие, друзья и знакомые, ветераны -пограничники– все те, кому дорога память о парнях, ушедших по приказу в стылый ноябрьский день и не вернувшихся из ожесточенного боя. Все они – русские, белорусы, татары, казах и литовец – погибли как настоящие герои!

Валентин Малютин, военный журналист