27 ноября 2025 года в России - День морской пехоты. Сегодня ей 320 лет. Ура!

Морским пехотинцам живым и погибшим посвящается…

«Черные береты», как известно, занимаются самыми серьёзными вопросами – обороняют военно-морские базы и важнейшие береговые объекты, сражаются с диверсантами и занимаются охраной судов, а в настоящее время с честью выполняют самые сложные боевые задачи в рамках СВО, в очередной раз доказывая всему миру, что они - элитный род войск ВМФ России.

Россия отмечает День морской пехоты каждый год 27 ноября. Праздник учредили в 1995 году приказом главнокомандующего ВМФ, а 27 ноября 2024 года президент России Владимир Путин присвоил Дню морской пехоты официальный статус памятной даты в Вооруженных силах РФ.

История Дня морской пехоты берет свое начало 27 ноября 1705 года. Тогда император Петр I велел создать «полк морских солдат», как в то время называли морпехов. Нужно сказать, что такой род войск существовал еще при правлении Алексея Михайловича, отца Петра Великого. Но в те годы главной задачей таких бойцов была - охрана торговых судов.

Когда Петр I основал военно-морской флот, ему понадобились не только матросы, но и ударная сила. Первое время солдаты императора выполняли роль стрелков на судах, брали на абордаж корабли противника, а позже стали штурмовать морские базы и порты. Так что можно и вспомнить, как 6 сентября 1761 года десант морских солдат Балтийского флота под руководством Григория Андреевича Спиридова захватил береговую батарею прусской крепости Кольберг После падения крепости русским достались около 3 тысяч пленных, 146 орудий, 45 знамен и 3 штандарта. Судьба морской пехоты была непростой: на протяжении всего царского времени ее то реформировали, то вовсе упраздняли, а потом возрождали снова.

В Красной армии задумались о создании подразделения морской пехоты сразу, как началась Гражданская война. К 20-м годам численность ее личного состава достигла 75 тысяч солдат.

Во время Великой Отечественной войны морская пехота сыграла важную роль в боях с гитлеровцами. «Черные береты» отличались внезапными и стремительными атаками с моря, они часто не давали немцам осуществить свои планы и обрекали их на тактические поражения, чем наводили ужас на врага. Морпехов невозможно было сломить. Даже раненые они вставали и снова шли в бой. За цвет обмундирования немцы их даже прозвали «черная смерть».

Морская пехота СССР участвовала в обороне Ленинграда, Москвы, Сталинграда и Севастополя, а также военно-морских баз Заполярья. Морские пехотинцы в годы ВОВ также принимали участие в десантных, разведывательных, диверсионных операциях на всех фронтах. Горжусь тем, что мой родственник-угличанин, МУСАКИН Федор Николаевич, принимал участие в сражениях с фашистской Германией в рядах 6-й бригады морской пехоты Балтийского флота. Он прошел сложный военный путь от Кингисеппа до Грозного, был в плену в Польше, награжден Орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»».

В послевоенные годы части и соединения морпехов в Советском Союзе ликвидировали – Хрущев в 50-х годах заявил о ненужности такого рода войск. В 60-х морскую пехоту начали вновь возрождать, а к концу 70-х руководство СССР убедилось в важности существования таких соединений и полностью восстановило морскую пехоту.

К 70-х годам численность частей морской пехоты увеличилась до 15 тысяч человек. Она получила собственные корабли, артиллерию, ПВО, бронетехнику, авиацию, инженерные и диверсионные части. Такие изменения пережила морская пехота в период своего становления и укрепления мощи, чтобы стать крепким щитом нашей страны в период современности. Но первую проверку на прочность современные морпехи прошли в Чечне…

С морским пехотинцами судьба меня столкнула в 2020м: на Успенской площади нашего города я увидела рослых парней с Андреевским флагом в руках, в черной форме и беретах, которые приехали в Углич поддержать патриотическое мероприятие и навестить маму погибшего сослуживца. От КАРСУКОВА Александра и АРИСТОВА Николая я узнала, что Андрей Харламов, принимавший участие в КТО на территории Северного Кавказа, – единственный морской пехотинец-угличанин, погибший в Чечне. Мы познакомились с ребятами и Верой Анатольевной, став верными и надежными друзьями.

Прошло совсем немного времени с момента нашего знакомства с ярославцами – и морская пехота позвала нас в дорогу. Мы направились в Тульскую область, в маленький город Суворов, в школу, и открыли парту Героя еще одному морпеху, уроженцу Суворова, погибшему в Чечне – БЫЧИЧКО Алексею. На мероприятии присутствовали как мама Алексея, так и человек, по возрасту чуть старше моих земляков, но по значимости для них – практически родной человек, буквально, как отец – офицер, ротный командир. Так мы познакомились с легендарной личностью - ДЬЯЧЕНКО Олегом Григорьевичем.

В дни событий в Чечне Олег Дьяченко был командиром 1-й парашютно-десантной роты 61-й бригады морской пехоты Северного флота. Его позывной в Чечне – Монах. Монах поведет свою роту морских пехотинцев на сухопутный Грозный и будет отвечать за каждого. По самому строгому спросу. Своей совести.

О событиях, происходящих в первые дни января 1995-го в Грозном, вот, как рассказывает командир 1-й роты сводного батальона морской пехоты Дьяченко О.Г.: «Мы выдвинулись на железнодорожный вокзал, который находился перед площадью «Минутка», и по условиям задачи я должен был подождать еще одну роту. Когда мы вышли на вокзал в ожидании подходящего подразделения, я получил задачу выдвигаться. Выполнять приказ я отказался, поскольку понимал, что очень высока вероятность окружения. Долго пришлось вести перепалку с начальниками. В итоге пришлось принять непростое решение: я приказал своему связисту сказать, что у нас садятся батареи. Хочу сказать, что состояние, в котором я находился тогда - не дай Бог кому пережить. У меня сердце просто вылетало!».

Чуть позже за такую строптивость командиру 1-й парашютно-десантной роты Дьяченко задержали присвоение очередного звания. Но в тот момент было сделано главное: рота без потерь дошла до Совмина. Именно там, на площади перед Совмином, разгорелись самые страшные бои, как рассказывали сами участники тех событий – там был настоящий ад…

Сквозь огонь, копоть, мороз одновременно двигались в Грозном, выполняя поставленные задачи, подразделения морской пехоты разных флотов. Где-то в «зеленом квартале» отстаивали метр за метром, этаж за этажом, улицу за улицей батальоны морской пехоты Балтийского флота. Так случилось, что ребята с разных флотов воевали, находясь буквально на соседних улицах, а встретились вместе лишь спустя 25 лет. Так произошло с моими земляками и активистом морской пехоты ДРОБЖЕВЫМ Сергеем.

Сергей, вернувшись из Чечни, долгие годы по крупинкам собирал информацию о погибших морпехах. Находил родственников, помогал увековечивать их память, участвовал в больших и малых автопробегах, благодаря которым он объездил всю нашу страну от Калининграда до Владивостока, посещая могилы погибших морпехов. С ним мы тоже познакомились в Суворове, договорившись не терять связь и продолжить начатое дело по сохранению памяти о морских пехотинцах.

Мы с Сергеем проделали большую работу, выверив за год информацию обо всех погибших морских пехотинцах в Чечне – 253 человека. Сделали памятные рамки, после чего о каждом рассказываем в День памяти: ведь память должна жить, ее, как огонь в печи, необходимо постоянно поддерживать.

Карсуков Александр, Аристов Николай совместно с активистом-пограничником Натальиным Евгением, как и Дробжев Сергей, ежегодно совершают автопробеги памяти, навещая морпехов-земляков. Ребята проводят уроки мужества в школах и даже детских садах. Как же трогательно и тепло обычно проходят эти встречи!

Примером подобного мероприятия служит Урок Мужества в городе Мытищи, где мы все вместе проводили большое мероприятие памяти морского пехотинца КРАВЕЦ Александра. Познакомившись там еще с одним легендарным офицером МИХАЙЛОВЫМ Федором Викторовичем и родителями Саши, мы приобрели верных друзей с огромным и теплым сердцем. И это тепло мы и только мы обязаны сберечь и передать молодому поколению!

Огромным достижением в делах поддержания памяти погибших морских пехотинцев является организация Аллеи памяти в городе Санкт-Петербурге. Будучи там три года назад, я не нашла памятное дерево Андрюши Харламова. Позвонила Сергею Дробжеву и услышала: «Ты не найдешь! Потому что его нет, да вряд ли будет!»

Связавшись по телефону с организатором Аллеи ПАВЛОВСКИМ Александром Григорьевичем, я услышала неутешительное: «Девушка, у нас есть порядок – чтобы высадить памятное дерево нужно присутствие родственников! И это не обсуждается!» А Вера Анатольевна, порой, не может до магазина дойти – какая ей поездка за 800 км…

Долгий год я придумывала варианты решения поставленного для меня вопроса – не могла отступиться от задуманного: как же несправедливо, что Андрюша – единственный морпех из Ярославской области, который остался не увековечен. Сколько раз я звонила и писала Павловскому – не счесть. Додумалась написать расписку от лица Веры Анатольевны. Получив ее подпись, помолясь, поехала в очередной раз в Питер. Господь мне помог: долгие переговоры увенчались успехом, в который я уже не верила. В Санкт-Петербурге мы познакомились с морпехами Тихоокеанского флота МЕЛЬНИКОВЫМ Михаилом и АНТОНОВЫМ Владимиром, которые помогли с высадкой дерева. С ними поддерживаем и сейчас плотную связь, работая на Аллее славы морских пехотинцев.

Надо сказать, что огромная семья морских пехотинцев, с которой мне удается поддерживать прямой контакт, в большинстве своем – очень отзывчивые и открытые люди. Они не держатся в стороне от современных событий, помогая родным частям, батальонам и бригадам, выполняющим боевые задачи в рамках специальной военной операции. Поддерживают очень душевную, теплую, нежную связь с родителями погибших сослуживцев.

Вот и в ближайшие выходные в Углич приедут уже совсем родные для нас с Верой Анатольевной Саша и Коля. В их присутствии Вере Анатольевне ХАРЛАМОВОЙ будут переданы ценные атрибуты и горсть земли из Санкт-Петербурга, полученные мной и моим сыном от Павловского А.Г., в знак увековечивания имени Андрея Викторовича ХАРЛАМОВА на Аллее славы морских пехотинцев.

Вечная слава погибшим. Здравия живым.

«Там, где мы, там – Победа!» - с Праздником, морская пехота!

Татьяна Павлова, г.Углич