Великая река Нерль, как известно, вытекает из озера Сомино, что недалеко от Плещея старинного раскинулось, много-много километров несёт свои воды по землям русским и впадает в красавицу - Волгу. Полноводный поток протекает мимо множества сёл и деревень, жители которых рады-радёшеньки, что живут по берегам реки. Что и говорить, сегодня вряд ли из неё можно уже напиться, хотя ранее было и такое, но половить в ней рыбу, и такая ещё имеется и весьма солидных размеров, искупнуться в летний зной, да и просто зачерпнуть ведро-другое живительной влаги и полить свои огородные культуры, это всегда, пожалуйста. И знаете, ведь что самое примечательное, водица-то там такая теплая, что огурцы, кабачки, да и тыквы очень даже радуются, наливаются. А уж зимой река уходит под лёд и где-то там шумит-гремит на глубине, устремляясь вдаль, радуясь встрече с волжским полноводным потоком. И такое происходит уже много веков. Разве что воды в реке с каждым годом всё меньше и меньше. И если она слегка поднимается выше русла, то лишь благодаря дождям, да в весеннее половодье, когда шумит ледоход, сметая на своём пути всё, что ему препятствует.

С одним Нерль лишь справиться не может. Это мостовые сооружения. Их множество, соединяющих её берега. У каждого из них своя история, воспоминания, казусы и приключения. Начни так рассказывать, смотришь, как несколько часов незаметно пролетело. Но чтобы не растекаться мыслью по древу, прикоснёмся пока лишь к одному из них. Тому, что располагается в деревне Святово и через него пролегает автотрасса Переславль –Нагорье.
Ему уже много лет и всё это время его содержали поскольку-постольку. А он кряхтел, недоумевал и однажды в октябре 2022 года взял и восстал. То есть, воспользовавшись тем, что в это время на нём никого не было, солидное мостовое сооружение взяло и сбросило с себя все ограждения с правой стороны. Сделав это, мост ещё некоторое время обдумывал, а не сделать ли тоже самое со своей другой стороной, но решил, что и этого достаточно и не стал более ломать себя.
Да, тогда мост узнал, что такое слава и сострадание, потому как кто только к нему не приезжал и не прислушивался к его многострадальной жизни…
Кое- что, правда, тогда восстановили, вытащили все изломанные конструкции из Нерли, но про пешеходов, естественно, забыли или же просто не придали тому значения и до сих пор сельчане так и ходят по мосту, избегая пролетающих мимо машин.
Но вот прошла благая весть, что в мае 2024 года начнётся капитальный ремонт святовского моста. Конечно, такая новость, всех только окрылила. Мало того, все деревенские, безмерно были рады такому повороту в судьбе ихнего речного строения.

Но весна пришла, пролетело и лето и лишь в октябре на берега Нерли пришли люди, техника и началась отсыпка путепроводов с двух сторон к будущему, как говорили, пока временному сооружению. Появился и вагончик для проживания мостостроителей. Но пошли дожди, вагончик увезли, а Нерль осталась дожидаться. Что поделаешь, такое тоже бывает. В нашей жизни, российской.
Но, как говорил наш классик Антон Павлович Чехов, весна обязательно будет. И как только распустились почки на деревьях и солнышко уже по – настоящему начало пригревать в 2025 году жизнь святовского моста начала преображаться. Заворчали самосвалы, отгружая всё новые и новые горы песка и щебня. Все деревья как и прочая растительность возле будущего сооружения были вырублены подчистую. Значительных размеров площадку засыпали щебнем, затем его разровняли и заставили вагончиками всевозможных калибров. Появились и люди, весёлые, разговорчивые, кто откуда - из земель ярославских. И жизнь закипела.
Обустраивались мостовики, впрочем, недолго. Подвели электричество, развесили телевизионные антенны, разложили нехитрый скарб. А что с водой, да она же есть и в сельских колодцах, нет чтобы скважину вырыть, благо, что не на два дня сюда заехали. Нужно было спешить, потому как график, сроки, да и с щитов, появившихся с двух сторон на трассе рассказывалось, что приступили к капитальному ремонту моста и уже в августе 2026 года он будет закончен. Подрядчик: АО «ЯРДОРМОСТ».
Работа началась. По-настоящему. И грохот такой стоял, что рядом стоящие святовские дома аж подпрыгивали от удовольствия. И этот победный звон слышался по всей округе. Далеко-далеко. Это в землю вгонялись толстенные трубы-сваи. Их было множество. На них затем лягут балки. Тоже солидные. И сверху подушка насыпная, которую будет завершать слой свежего асфальта. На подступах к мосту с двух сторон его уже уложили. В первых днях декабря. Так что строительство временного сооружения идёт полным ходом. Как говорят сами строители, мост этот способен выдерживать автотехнику до 70 тонн. И как только эта конструкция прочно свяжет берега реки Нерль и по ней побежит автотранспорт, начнётся разбор старого сооружения, который несколько лет назад проявил строптивость и характер, заявив, что всё, я отслужил, и подлежу разборке. Так что торопиться необходимо.

Говорят, что как только мост возведут, то другой, его временный собрат, что сейчас сооружается, будет подвергнут разборке. Не знаю, кто такое придумал. Это же тоже деньги. И какие ещё! Пусть уж так и останутся два моста. Они же родственники. Один будет на проезжающие по нему автомобили различные любоваться, а другой на сельчан, что гуляют, мамаш с колясками, велосипедистов. Таких же немало в Святово нынче проживает. И все они только радуются такому делу-возведению моста. Так что, дай-то Бог, чтобы всё получилось так, как и предусматривается мостостроителями. Это же просто святовское чудо. Которое сельчане наблюдают ежедневно. И уже совсем скоро мы все перережем ленточку и все вместе с мостовиками пройдём по новому путепроводу. А за нами совсем не спеша будут следовать автомобили. И по всей земле русской пойдёт молва о новом сооружении в Святово. Это гордость, величие земли переславской. И этого дня все с нетерпением ожидают. Да, он обязательно наступит. В этом уже никто не сомневается.
Валентин Малютин, журналист
