Министр культуры Ярославской области Ирина Ивановна Ширшова в разгар новогодних праздников, как она сама сообщает в социальных сетях, посетила Музей-заповедник Николая Алексеевича Некрасова «Карабиха». И «попала на экскурсию вместе с туристами из Москвы». По итогам профессионально и душевно проведённой экскурсии размещены красивые фотографии, по которым мы вместе с ней можем попутешествовать по экспозициям залов, внимательно рассмотреть экспонаты, вспомнить героев поэта и гражданина, его близких и коллег и поблагодарить сотрудников за десятки лет плодотворной работы.
Смотришь на такое и проникаешься – как мило, тепло, благодушно. А ведь в прошлом году в этом уникальном музее прошли сокращения сотрудников. И мы все – от руководителей области до читателей и зрителей литературно-музыкальных вечеров, фестивалей и конференций об этом знаем и помним.
Можно сказать, что как раз с назначением нового руководителя в 2024 году на ответственный пост главы культуры Ярославии и разразилась настоящая битва по сокращению сотрудников этих учреждений. Работа по выкашиванию возможностей сохранить культурный слой земли ярославской и просвещению жителей и гостей региона – детей и взрослых велась весь год и методично целенаправленно продолжается по сей день.

Это особо ощутили сотрудники библиотек Ярославля, когда им было предложено объединиться и таким образом более 80 человек вынуждены были покинуть навсегда свои рабочие места и уйти. Куда они устроились в дальнейшем – это было сугубо личным делом каждого из них. И вряд ли сама министр занималась их дальнейшей судьбой. Мысли её были устремлены на следующую прорывную оптимизацию.
Следующим этапом коренная перестройка затронула коллективы трёх областных театров – их тоже объединили. Были протесты, но ничего и это преодолели, потому как было решено шагать далее и зачищать дома культуры и библиотеки. После основательной проработки в театрах и музеях, кому-то пришлось уйти. И не перед каждым извинились за подобные деяния: уходите подобру-поздорову. Делать нечего – и они удалились.
Посмотрели вокруг, пересчитали, кто ещё остался без секвестирования –да, ведь ещё Дома культуры, вон их сколько всяких разных городских и, особенно, сельских, библиотеки и детские школы искусств.
Тогда и решили в Ярославле, что надобно их объединять по муниципальным округам в единые культурные кластеры и, не выходя из областного центра на беседы о предстоящих изменениях с теми, кто там трудится, сразу принялись за работу. Энергично и уверенно.
И то, что уже несколько месяцев ходило по городам и весям в формате различных слухов, с наступлением второго месяца осени, началось с раздачи всем работающим уведомлений об их дальнейшей судьбе. Делать нечего, многие уже тогда задумались о том, куда же направить свои взоры, чтобы хоть как-то протянуть до пенсии. А те, кто уже был в стадии элегантного возраста, отлично понимали, что уж с ними-то особенно церемониться не будут. Идите, возделывайте грядки, воспитывайте внуков, современная и будущая ярославская культура обойдётся как-то и без вас.

Перед наступлением Нового 2026 года я зашёл в Центральную городскую библиотеку имени А.П. Малашенко, поздравил сотрудников и увидел их опечаленные лица. Кто-то из них уже знал, что им совсем уже немного осталось здесь трудиться и они, как и в других переславских книжных и просветительских очагах культуры, вынуждены будут уйти. Их сокращают. Оптимизируют.
И совсем нет никому дела, что вместе с ними уходят из библиотек и их пестуемые уже много лет чтения, вечера, клубы, игры и проекты, к которым так или иначе прикасаются многие взрослые и дети, переславцы и переславны. Они, конечно, уйдут и книги, просветительская работа с населением – да те самые бесценные источники мудрости и знаний, тоже, прощаясь с ними, всплакнут.
Это, конечно, фантастично, но в когда-то в недалёком будущем герои книг, выставок, вечеров придут к чиновникам от культуры. Явятся Печорины, Чацкие, Малеевы, Ларины, Болконские, Карамазовы и Таманцевы, Кошкины, Кутузовы, Суворовы, Шаинские, Дербеневы и Чайковские, чтобы обсудить с оптимизаторами, почему же вы так жестоко обошлись с нашими любимыми читателями и зрителями.
Вторя словам пока знакомого нам всем до боли персонажа знаменитого творения Николая Васильевича Гоголя они и спросят:
- И помогло-ли всем такое модернизирование?
Очнутся тогда чиновники ото сна, думая, что такое им могло лишь присниться, да и только, может, кто его знает, и пересмотрят как-то свои скоропалительные прежние решения. Ведь, с ДШИ всё в декабре 2025 года решилось весьма просто и быстро. И никто даже не вспомнил, что несколько месяцев нервы у педагогов были на пределе. Об этом уже и не вспоминают даже…
И если следовать далее по той схеме, в которой прописано, что ряды библиотечных работников существенно могут поредеть, а зарплаты тех, кто трудится в сельских Домах культуры катастрофически изменятся в худшую сторону, то можно сказать, что в Ярославии постепенно наступает культурный коллапс.

И уже месяц как в старинном городе у озера закрылся последний книжный магазин. В книгохранилища библиотек новинки также поступают всё реже и выписываются лишь один-два литературных журнала.
Но есть вера, что когда-то книжные слёзки всё равно отольются. Кому? – и будущему поколению тоже. Об этом они и сами знают, хотя и не верят в такое, но всё равно предвидят. Да, тут есть над чем задуматься всем и не только на земле ярославской, но и повсеместно на пространстве Руси Великой. Где порой с культурой не очень-то и церемонятся. Чиновники разные. И жаль, что именно так…
Валентин Малютин, журналист
