Окончание. Начало читайте Нефть Казахстана
Не надо объяснять, что среди тех, кого США – один из крупнейших мировых покупателей нефти, могли бы ещё записать в «нефтяной резерв» Казахстан отнюдь не на последнем месте. Сейчас там набрал практически полные обороты так называемый ПБР – проект будущего расширения ТШО – Тенгизшевройла, нефтегазового месторождения. Благодаря ему за первые пять месяцев 2025 года было добыто 10,8 млн тонн нефти и почти 400 млрд кубометров газа. Начало промышленной добыче нефти и газа в Тенгизе было положено только в январе 2025 г., но всего через два года с выходом на расчётные параметры всех мощностей ТШО добыча нефти благодаря реализации проекта должна вырасти до 40 млн тонн в год.
Вряд ли рекордный экономический рост Казахстана, зафиксированный в ушедшем году, будет столь же высоким и дальше. Его многие эксперты называют стартовым как раз из-за пуска Тенгиза. Они же особенно тревожатся по поводу экономического роста Казахстана с учётом вступления в стране в силу достаточно жёсткой налоговой реформы. Однако в правительстве республики не без оснований считают, что реально реформа угрожает только тем банкам, компаниям и предприятиям, которые создавались для дробления бизнеса и ухода от налогов.
Впрочем, в прогнозах Минэкономики Казахстана всё же признают неизбежность некоторого охлаждения после того, как пройдёт эффект от запуска проекта расширения Тенгиза. Дополнительные хлопоты могут в таком случае вызвать именно проблемы с экспортом сырья, вызванные такими непредвиденными обстоятельствами, как атаки на терминалы и танкеры.
Корректировка, хотя и не самая значительная, экспортных маршрутов потребовалась от Министерства энергетики Казахстана сразу после атаки на Каспийский трубопроводный консорциум. После инцидента с танкерами речь идёт о необходимости задействовать уже все возможные варианты транспортировки нефти.
Многие из них, может, и останутся в резерве, но в полной готовности к перезапуску. Однако приходится помнить, что в сравнении с действующими маршрутами альтернативы всё же проигрывают, и существенно.
В Минэнерго сообщают, что «использование альтернативных экспортных маршрутов активизировано. Изучаются и задействуются все возможные варианты транспортировки. Логистика гибко корректируется с учётом текущих технических возможностей принимающих сторон».
В ведомстве считают главной задачей сохранение суточных объёмов добычи на месторождениях и минимизацию экономических рисков. Если же говорить о конкретике, из сообщений СМИ известно, что часть объёмов, включая нефть гигантского нефтегазового месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в КНР через нефтепровод «Атасу – Алашанькоу».
Понимают ли в Киеве, что пытаясь вбить клин между Москвой и Астаной, и вынудить Казахстан на альтернативу не столько КТК, сколько партнёрству с Россией, они бьют по нефтяным мощностям, которые называть казахстанскими можно только с очень большой натяжкой.
Да и сама казахстанская нефть, говоря прямо, когда добыта – уже не совсем казахстанская. Дело в том, что её добычей заняты в основном компании с Запада, они же её и покупают, точнее – потребляют. Что-то перерабатывают, что-то перепродают, нефтяной рынок очень сложный, но добывают западные компании, и они же являются ее потребителями.

Без работы в Казахстане не остались после развода с Россией ни американские Chevron и Exxon Mobil, ни Shell, которую поделили между собой Великобритания и Нидерланды, ни итальянская Eni. А Каспийский трубопроводный консорциум – это и вовсе детище сразу многих партнёров, в том числе, и совладельцев казахской нефти. Реальной альтернативой ему не может служить ничто. Даже трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).
Во-первых, у него просто нет соответствующих мощностей – в сравнении с КТК он не потянет половину. А во-вторых, кому может быть выгодно троекратное и даже больше повышение цены транспортировки из-за ценника на БТД и сразу нескольких перегрузок на танкеры.
Упомянутый же китайский маршрут может столкнуться с проблемой цены из-за огромной протяжённости, а также ограниченной мощности, да и спрос китайского рынка, сколько-нибудь сопоставимый с тем, который обеспечивает КТК, отнюдь не гарантирован.
Получается, что нефть, добытую в Казахстане, будет проще и дешевле отправлять покупателям через Россию. Согласитесь, сценарий не самый привлекательный для организаторов атак дронами на терминалы и танкеры. Остаётся, ещё понять, почему Астана, которая несёт от действий киевского режима такие потери, пока лишь финансовые, если и не отмалчивается, то выступает, прямо скажем, не совсем внятно.
