В январе Казахстан прошёл по краю, отделившему страну от полноценного кризиса. Во время нефтяного кризиса, который начался после повреждения ВПУ Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и снижения добычи нефти, Казахстан незаметно для всех пережил энергетический кризис. Он мог парализовать запад страны.
18 января 2026 года на заводе третьего поколения на месторождении Тенгиз в Атырауской области произошёл пожар. На предприятии загорелись трансформаторы газотурбинной электростанции, обеспечивающей месторождение электроэнергией. Из-за аварии оператор месторождения – ТОО "Тенгизшевройл" (ТШО) – приостановил добычу нефти сразу на двух месторождениях – Тенгиз и Королевское.
ТШО – крупнейший производитель нефти в Казахстане. Пиковая добыча компании – до 115 тыс. баррелей в сутки. Это значит, что ТШО добывает около половины всей нефти в год. По данным минфина Казахстана, в 2024 году компания заплатила в бюджет более трёх трлн тенге налогов. Все это сразу привлекло внимание к остановке добычи на Тенгизе.
20 января в Атырауской и Мангистауской областях были введены системные ограничения по электроснабжению. Меры связаны со снижением объемов выработки электроэнергии.
Но ряд событий позволил пройти этот трудный период - из ситуации вышли фактически за счёт поставок газа и электроэнергии из России.

Русский газ поступает в Казахстан по цене от 120 до 150 долл за тысячу кубометров, в то время как по состоянию на конец января 2026 года оптовые цены в газовом хабе в Дюссельдорфе (THE) держатся на высоком уровне, превышая 500 долл за тысячу кубометров.
Также выручила и погода: один из главных потребителей газа – автотранспорт. Зима в этом году на западе, севере и в центре Казахстана выдалась снежная и холодная. Города и села изолированы друг от друга. А газовые станции не могут работать при температуре ниже 27 градусов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) на таком морозе замерзает и в заправочный шланг не поступает. Поэтому дефицита автогаза тоже удалось избежать.
26 января представители ТШО сообщили, что добыча нефти и газа возобновлена. Правда, для выхода месторождения на полную мощность добычи после остановки необходимо время – примерно неделя. То есть пока добыча нефти и газа на плановые показатели не вышла. В настоящее время в стране дефицита газа не наблюдается, газоперерабатывающие заводы работают в штатном режиме.
Рынок газа в Казахстане принудительно дефицитный. Предложение топлива меньше, так как цены на газ ниже уровня окупаемости. При этом сам газ в стране есть. Практически любое зрелое нефтяное месторождение превращается в месторождение газа, который разрабатывать невыгодно из-за низких внутренних цен на газ.
Производство природного газа отстает от растущих потребностей экономики, а потенциал отрасли требует расширения за счет поиска новых месторождений. Президент страны К-Ж. Токаев заявил на днях, что необходимо ускорить ввод балансирующих мощностей, прежде всего газовой генерации.
