Необходимое вступление. От редакции
Рукописи действительно не горят. Даже не просто старые, а древние, очень древние, такие как подзабытый "Закон судный людем", не вошедший в учебники истории. Хотите в этом убедиться - читайте эту отнюдь не старую статью Александра Сапсая опытного обозревателя из АПН Агентства печати новости о том, как учёные разгадывали, кто есть кто и что есть что в старом русском праве.
Закон судный людем» (Законъ сѹдьнꙑи людьмъ), или «Судебник царя Константина», — древнейший славянский памятник права. Создан в конце IX века; сохранился в составе русских правовых сборников. Основным источником имел византийское право.
Совсем небольшая, но исчерпывающе ёмкая заметка была опубликована в газете "Ригас Баллс", и обстоятельства её выхода в свет - тема отдельная. Но в наше время повальной цифровизации и ИИ стоит вспомнить о том, как всё начиналось, и как не самые продвинутые ЭВМ помогали специалистам из тех отраслей, где казалось бы, электроника бессильна.
***
Недавно, на историческом факультете Московского государственного
университета завершены работы по текстологическому исследованию памятника древнеславянской
юридической мысли — свода законов Древней Руси, известного как "Закон Судный
людем". Авторы исследования — доктор исторических наук, профессор Леонид Милов и
кандидат технических наук Леонид Бородкин, известны своими работами по истории русского
средневековья.
С начала 70-х годов они успешно используют математику и электронную технику в исследованиях, касающихся установления авторства — мятников. Но текстологический анализ материалов прошлого на ЭВМ был предпринят и успешно осуществлён ими в нашей стране. Вот что рассказывает руководитель лаборатории МГУ по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях Леонид Бородкин.
- Специалисты полагают, что "Закон Судный людем" пришёл на Русь - из древней Болгарии и в течение нескольких столетий (B частности, в XI–XII, в XIII, и, наконец в XIV веках) наряду с «Русской правдой» служил основой для создания системы правопорядка.
Состоящий из 33 глав, 36 статей, этот своего рода свод законов Древней Руси. содержал в принципе рекомендации на все случаи юридической практики того времени. Статьи Закона Судного за всевозможные провинности предусматривали: разные меры наказания. Скажем, о крадущем оружие говорилось: «будет бит», об укравшем коня в военной обстановке — «продаётся в рабство».
- До нашего времени, — продолжает Бородкин, история сохранила этот памятник юридической мысли прошлого примерно в ста рукописных вариантах, ста списках, если говорить профессиональным языком историков. Даже наиболее близкие к нам, относящиеся к XV — XVI векам, не застали книгопечатания на Руси, начало которому было положено в 1564 году.
Списки же, на протяжении столетий размножавшиеся средневековыми писцами от руки, имели до нескольких сот вариантов одного произведения. Касается это и "Закона Судного людем", с течением времени претерпевшего ряд преднамеренных и непреднамеренных изменений и искажений. Это и редакционная правка, связанная с разного рода политическими моментами, и ошибки, и описки самих писцов, приумножавшиеся временем и приводившие в конечном счёте к значительному искажению текста.
Все эти моменты усложняли задачу исследования и текста. Имевшиеся в нашем распоряжении варианты порой весьма существенно отличались друг от друга. Время появления каждого из них проще всего было определить по ряду чисто внешних признаков — что, кстати, и делалось ранее.
- Но нас с Леонидом Миловым этот путь не устраивал. Мы поставили перед собой задачу: выявить из нескольких десятков списков самый первый, то есть восходящий к самому древнему и точному тексту, называемому на профессиональном языке архетипом.

Здесь и стали для нас незаменимыми инструментами исследования математические методы и ЭВМ. Закодировав слова древних списков, мы ввели в электронную память машины последовательно все 15000 разночтений, имевшихся в 54 текстах. Сличая их друг с другом, машина смогла по специальной схеме начертить «генеалогическое древо» списков Закона Судного для.
При этом они не только помогли нам построить хронологическое соотношение рукописных вариантов, но и определить, что самих этих списков было значительно больше, чем сохранилось до нашего времени, математически точно вычислить расположение в генеалогической структуре исчезнувших, пропавших рукописей. Сейчас можно с полным основанием утверждать, - заключает Леонид Бородкин, что самой древней из дошедших до нас рукописей был Новгородский список 1280 года.

***
Из досье Сводка+:
Леонид Иосифович Бородкин (род. 9 декабря 1946, Таллин) — советский и российский историк, доктор исторических наук (1993), профессор (1996), член-корреспондент РАН с 28 октября 2016 года по Отделению историко-филологических наук.
Заведующий кафедрой исторической информатики МГУ, руководитель Центра экономической истории, специалист в области применения математических методов в исторических исследованиях. Основоположник исторической информатики, один из основоположников клиодинамики.
***
Леонид Васильевич Милов — советский и российский историк, академик РАН (2000). Специалист в сфере древнерусского и византийского права, аграрного развития России XVII—XVIII веков, генезиса капитализма и проблем становления крепостного права в России.
