Темпы производства не могут угнаться за темпами роста экспорта

К 2025 году в России должно вырасти производство сельхозпродукции на 15,1% к уровню 2017-го, а экспорт продуктов АПК — до $45 млрд. Но с этими задачами не справиться, если не сократить внутреннее потребление в стране, считают эксперты.

В сентябре Минсельхоз подготовил изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства до 2025 года. Для того чтобы выполнить новые цели, в ближайшие 8 лет производство должно вырасти на 20%. При этом дополнительное финансирование, которое обеспечило бы рывок, чиновники не предусмотрели.

Пока темпы производства не могут угнаться за темпами роста экспорта и импортозамещения. А значит, чтобы больше вывозить, нужно меньше потреблять внутри страны. Если в 2017 году стоимость потребленной внутри страны сельхозпродукции оценивалась в 5,65 трлн руб. (в сопоставимых ценах 2018 года), то при реализации задач по импортозамещению и увеличению экспорта к 2025 году потребление сельхозпродукции в стоимостном выражении составит 5,43 трлн руб.

Самыми проблемными категориями могут быть говядина и молоко, считает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС доктор экономических наук Василий Узун. «Недоедим, но вывезем!» — описал он ситуацию словами Ивана Вышнеградского — министра финансов Российской империи в конце XIX века.

Российские продукты везут в страны Юго-Восточной и Центральной Азии и Ближний Восток — это главные точки роста экспорта, говорит директор центра компетенций в АПК российского офиса консалтинговой компании KPMG Илья Строкин. Туда поставляют зерновые, мясо, рыбу, молочные продукты, масложировую продукцию, кондитерские изделия, напитки.

Гендиректор Союзмолока Артем Белов считает, что экспорт в ближайшие годы вырастет за счет рынков постсоветского пространства — стран ЕАЭС, где повышается спрос на молочную продукцию. Кроме того, молоко планируют поставлять на Ближний Восток и в Африку.

В Минсельхозе уверены, что сокращать потребление отечественных продуктов в стране не придется — Россия будет поставлять продовольствие с высокой добавленной стоимостью. За счет этого удастся повысить экспорт сельхозпродукции с 19 млрд руб., которые есть сейчас, до заявленных объемов.