Европа приступила к написанию "зелёных" хроник сертификации

Сертификат пока не виден

После не слишком затянувшегося распределения портфелей в новом правительстве Германии, едва ли не первой по проекту Северный поток-2 высказалась Глава МИД ФРГ, она же - сопредседатель партии Союз-90/Зеленые Анналена Бербок.

Она не сомневается, что СП-2 по-прежнему не удовлетворяет требованиям европейского законодательства. Однако для процесса сертификации важнее, что отнюдь не А. Бербок играет основную роль в проекте. Молодая дипломатка уже успела отметиться заявлением, что в конечном итоге красноречивое молчание - это не дипломатия, даже если в последние несколько лет некоторые считали его таковым.

Тем не менее, что-то вроде надёжного тыла в лице Бербок, помогло социал-демократическому большинству в кабинете министров выбрать курс на неспешную сертификацию, что вполне отвечает интересам стратегического партнёрства Германии с США.

Процесс, напомним был запущен ещё в сентябре, прерван в ноябре из-за требований по созданию дочерней фирмы для управления участком газопровода в территориальных водах Германии. Теперь сроком для сетевого агентства ФРГ - Bundesnetzagentur, BNetzA назван март 2022 г.

Практического пуска потока теперь надо ожидать не раньше второй половины 2022 года. Несмотря на перспективу многомесячной задержки пуска, «Газпром» уже заполняет трубы СП-2 газом. Об этом уже сообщили в российских верхах, что сами же европейцы назвали «весьма предусмотрительным решением на случай любого форс-мажора».

Ниже ватерлинии

15 декабря оператор проекта компания Nord Stream 2 сообщила, что начала процесс учреждения дочерней фирмы в Германии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствие применимым правилам и нормативным требованиям.

В компании, однако, не уточнили деталей и сроков работы. Вместе с тем, сделано обязательное заявление с заверением в том, что сообщение о дальнейших шагах будет сделано своевременно.

И в тот же день германские социал-демократы сделали специальное заявление, что не готовы отказаться от уже построенного и готового к эксплуатации газопровода. Уже ясно, что Европа проведёт зиму 2021-2022 гг. без «Северного потока-2», несмотря на зашкаливающие цены на газ.

Если путём «самозаморозки» противникам проекта всё-таки удастся сбить цены, это ещё не значит, что без потока можно будет обходиться и дальше. Да, с европейским правом у проекта явные нелады, но это ставит в сложное положение именно экологов, и прежде всего, немецкий Союз-90/Зелёные.

«Зелёным» необходимо сохранять лицо после всех выступлений против СП-2, но вместе с тем договариваться с союзниками – СДПГ. А тех, извините за повтор, в правительстве ФРГ просто больше. Все выступления в защиту украинского транзита при этом упираются в сомнительную веру в российское вторжение.

Поток не нужен?

Однако в качестве такового вполне может быть подан и русский ответ на куда более вероятное вторжение ВС Украины в Донецкую и Луганскую республики. О прямой связи нагнетания обстановки вокруг Украины и проблем СП-2 заявили в ландтаге земли Мекленбург-Северная Померания.

Судя по всем признакам, даже с нынешними запредельными ценами российский природный газ не очень нужен, и Германии, и всей Европе. Однако никаких гарантий того, что к сезону 2022-2023 гг. потребность в российском голубом топливе будет такой же, или меньше, чем сейчас, никто дать не в силах.

Теперь все ясно, что принятия решения о сертификации «Северного поток-2» в первом полугодии 2022 г. не ожидается. С таким заявлением выступил глава BNetzA Й. Хоман, и речь может идти об июле-сентябре 2022 г. Как известно компания Nord Stream 2 AG ещё в июне 2021 г. подала документы в BNetzA на сертификацию в качестве независимого оператора газотранспортной системы (ITO). Такой статус, по ранее действовавшему в ЕС законодательству позволял СП-2 работать на полной мощности.

Так и было, несмотря на то, что Nord Stream 2 – фактически дочерняя структура Газпрома. Но теперь это формально противоречит требованиям третьего энергопакета Евросоюза. По нему газовая директива ЕС с 2019 года распространена на морские газопроводы, входящие в ЕС с территории третьих стран.

Главной проблемой стали требования о разделении деятельности по добыче и транспортировке газа и доступу сторонних компаний к мощностям газопровода. Евробюрократам, по сути, нужны доказательства, что «операционная деятельность Nord Stream 2 AG полностью независима от акционера-экспортёра газа» А поскольку это недоказуемо, оператор и занялся созданием дочерней структуры.